Что же все-таки такое?

12 апреля краснодарский Музтеатр улетел в космос — на его сцене показали короткие балеты величайших хореографов современности испанца Начо Дуато и чеха Иржи Килиана.

В прошлом году руководитель ТО «Премьера» Татьяна Гатова пообещала публике, пришедшей на первый краснодарский фестиваль современной хореографии, что теперь фестиваль станет традиционным. В марте этого года афиши города снова запестрели анонсами. И в Краснодар приехала балетная труппа музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко с тремя одноактными балетами.

Главная задача, которую, на мой взгляд, решает этот фестиваль, – показать краснодарскому зрителю, что же все-таки такое современный балет.



В течение года в афише Музтеатра наряду с заслуженными классическими спектаклями идут «современные балеты» местной труппы и местного хореографа Александра Мацко. И сопоставление этой работы с достижениями мировой хореографии как бы говорит нам со сцены:
«Вот посмотрите: это современный балет, это мысль хореографа, а это – жалкое подобие „Тодеса“, который вовсе не искусство, а шоу»
.

В программе фестиваля краснодарский балет «Новеллы о любви» поставлен в один ряд с балетами Килиана и Дуато. Хочется добавить всем известный мем с удивленным лицом Николаса Кейджа. В интервью Александр Мацко рассуждает о явлении «модерн» в хореографии. «И наша труппа тоже не остается в стороне от модерна» (цитата). В доказательство – артисты балета (причем совсем неплохие) с руками в «жестоком аланже», лифчики, попсовенькая музыка, спецэффекты в виде клетчатого пледа, выбрасываемого на сцену под слова Аллы Борисовны «твой клетчатый плед»… Если вылить краснодарский „модерн“ в рифму, то получится поэма по типу: «кровь — любовь, забыл — убил, обидел — слёз не видел». Но, как сказала мне однажды пожилая московская балерина, работает правило «пипл хавает». Пока мы платим за псевдоискусство, это псевдоискусство будет процветать.

А 12 апреля зал был, разумеется, полон, и среди зрителей собралось практически все танцевальное сообщество города: артисты балетов, студенты хореографического училища, университета культуры, детские и взрослые школы танцев, а так же многие представители творческой среды и просто любители хореографии.



Следует отметить, что оба великих балетместера, чьи балеты показали в этот вечер, когда-то возглавляли NDT – Нидерландский театр танца. И труппа театра Станиславского и Немировича-Данченко — первая, с которой начал свое покорение России испанец Начо Дуато. Отдадим должное менеджменту Сергея Филина, который с 2008 по 2011 был художественным руководителем этого театра, и Владимиру Урину – директору театра. Они же смогли уговорить и чеха Иржи Килиана поставить свои великие спектакли в России. До них с Килианом договориться не удавалось даже таким «монстрам» как Большой театр и Мариинка.

Одноактный балет Na Floresta (В лесу) Начо Дуато – это ода лесам Амазонии, ода природе. Его хореография естественна и органична. Легкость прыжков, пируэтов, удивительные переплетения поддержек, абсолютное телесное ощущение музыки танцовщиками – все это Дуато. Он любит людей в природе и природу в людях. Бразильская музыка, костюмы с фольклорным оттенком фасонов. Чистота и свежесть…



Два других спектакля, показанных после антракта, – работы Иржи Килиана. Кстати, помимо привезенных в Краснодар двух балетов, у московской труппы имеется в репертуаре еще одна его работа – «Бессонница».

«Маленькая смерть» — так французы называют оргазм. Этот оргазм Килиан доставляет с 1991 года зрителям по всему миру. А теперь он случился и с краснодарской публикой. Тонко, понятно, графично… Шесть адажио, шесть историй любви — то с откровенно фрейдистской символикой, то абсолютно невинные. Действует как гипноз. Как медитация. Черное убранство сцены, красивые обнаженные тела. И Моцарт, который бессмертен.



Балет «Шесть танцев» по характеру сильно отличается от философской «Маленькой смерти». Это своеобразное необарокко, где мужчины танцуют в подштанниках и белых париках с напудренными лицами, а дамы – в нижних юбках и с растрепанными волосами. Артисты гротескно выясняют между собой отношения, подшучивая над людскими пороками, «галантным веком» и немного над классическим танцем. Килиан так филигранно вплетает хореографию в Моцартовские «Немецкие танцы», так чутко подчеркивает юмор и игривый настрой музыки. При каждом прыжке с голов артистов летит в воздух то ли пудра, то ли пыль минувших веков. Хореография изобилует наисложнейшими элементами классического танца, которые тут же могут смениться прыжками на четвереньках. Зрители бурно реагировали на иронию Килиана – зал взрывался смехом и долго аплодировал.



В 2011 году спектакли «Маленькая смерть» и «Шесть танцев» в исполнении побывавшей в Краснодаре труппы Станиславского и Немировича-Данченко получили наивысшую Российскую театральную награду — премию «Золотая Маска» в номинации «Лучший спектакль в балете». Артисты как будто были воспитаны в этой пластике, как будто бесконечность па не представляет для них никакой сложности. В итоге зритель может наслаждаться хореографией и размышлениями балетмейстеров, не отвлекаясь на трудности техники танца.

16 апреля в рамках фестиваля на сцене краснодарского Музтеатра покажут два одноактных балета Александра Мацко «Новеллы только о любви». В афишах написано, что это премьера… На одной премьере этого балета с той же фотографией на афише краснодарская публика уже была пару лет назад… И, вроде как, этот спектакль в репертуаре числился на протяжении всего последующего времени.

Интрига нынешней «премьеры» — это включенные в «Новеллы» две постановки: одна — Татьяны Багановой, руководителя Екатеринбуржской труппы «Провинциальные танцы» (которая порадовала нас своим спектаклем в рамках прошлогоднего фестиваля современной хореографии), и молодого, но уже заявившего о себе петербургского хореографа Владимира Варнавы. Увидим 16-го числа.



Будем верить, что в следующем году нас снова будут ждать большие подарки от организаторов фестиваля. И конечно, нельзя не выразить надежду, что и в Краснодаре наконец-то затеплится огонек настоящей современной хореографии.

Надеется Ольга Р.

О фестивале современной хореографии 2013 читайте по теме:

Комментарии

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.