«Кинотавр». День 1

Коллаж Мистера Д.
Как казалось, день открытия с самого начала пошел наперекосяк. Придя к десяти утра на аккредитацию, я не только узнал, что фотографировать в штабе фестиваля наказывается проклятьем сродни самым страшным заклинаниям из вселенной Гарри Поттера, но и был проинформирован, что до трех часов дня ни о каком пригласительном на открытие «Кинотавра» можно даже не мечтать. Немного расстроенный, я вернулся в номер и в назначенный час стройным шагом маршировал к гостинице «Жемчужина». Оказалось, я был не одинок. Прямо на площади летнего театра уже выстроилась рота представителей наших славных правоохранительных органов.


«Уважаемые полицейские, сегодня вы допущены к почетной обязанности охраны всероссийского кинофестиваля. Следите за порядком и не подведите!» — громогласно заявил товарищ полковник. Что же, это настроило на нужный лад, и я принял все как добрый знак.



И не зря. Включив нечеловеческое обаяние, удалось раздобыть пригласительный на самый первый ряд, так что уверенность в том, что мы не пропустим самого главного, твердо закрепилась в моем разволнованном сердце. Вся журналистская братия стала мерно подтягиваться ко входу в Зимний театр примерно к пяти часам вечера.


Признаюсь честно и сразу: день открытия «Кинотавра» для меня всегда был и будет самым скучным и пустым днем, так как ничего кроме пафосных фотосетов, громогласных речей и прочих предметов интереса глянцевых журналов найти в нем практически невозможно. Поэтому в этом отчете будет больше фото, чем разговоров. Но по порядку. В назначенное время все окрестности гостиницы «Жемчужина», как грибы после ядерного дождя, заполонили люди в форме и зеваки всех мастей, которые тщетно надеялись сфотографироваться со своими кумирами или получить автограф. Или, возможно, просто рассказывать потом своим друзьям, что вживую видели Льва Лещенко, и не мыть глаза до самой смерти.

Как и в случае с любым фотоколлом, здесь не было никаких сюрпризов. Звезды, разнеженные после утренних купаний в бассейне и закрытого обеда в гостинице, мерно и с чувством собственного достоинства расхаживали взад-вперед на фоне баннера фестиваля, отпускали редкие комментарии, здоровались с фотографами, которые приезжают сюда последние 10-15 лет.

В ряд людей с фотокамерами врывается миловидная рыженькая журналистка:

— Ребята, а можно вы будете мне подсказывать, кто есть кто?
— Конечно, обращайся, — по-джентельменски отвечаем мы.


Правда, наша мнимая бравада резко улетучивается, когда перед нами одна за другой начинают возникать женщины в красивых платьях, чьи лица мы видим первый раз в жизни.

— А это кто?
— Снималась в сериале на НТВ. «Ликвидация 3». Не видел?
— А, да, конечно, помню-помню, — нагло вру в лицо фотографу из ИТАР-ТАССа.
За час реального времени мимо нас прошло около 50 человек, но покажем, пожалуй, самых нетривиальных.


Миляга Юрий Стоянов со своей женой, которые не уходили минут десять, пока не улыбнулись каждому фотографу.


Главный шутник из любимых звездных огоньков вашей мамы — гражданин Олешко, похожий на восковую фигуру из музея Мадам Тюссо.


Повеса, вечно пребывающий в образе пафосного голливудского модника, снявший 90% российских лент, которые умудряются отбивать свой бюджет в прокате.


Веселая Догилева.


И человек, играющий роли гопников в сериалах канала ТНТ (да, я знаю его фамилию, но кому она нужна).


После всего этого несколько утомительного процесса самолюбования актеров и нашего любования их довольными лицами, весь наш отряд самоубийц с фоторужьями в темпе ретировался на красную дорожку, где нас ждало абсолютно то же представление, только в несколько другом ракурсе. По все той же, похоже, оставшейся с прошлого фестиваля красной дорожке, к нам потянулась вереница звезд в несколько обновленном составе. От прошлого сеанса фототерапии это отличалось одновременно еще более зашкаливающим пафосом происходящего, и отрезвляющим пониманием, что все актеры уже поскорее хотят подняться наверх, чтобы спокойно покурить и выпить ледяного мартини, которым услужливо были забиты столы рядом с входом в Зимний. Толпа же вокруг становилась все больше и пребывала в каком-то неясном трансе, чуть ли не падая в обморок от одного взгляда на выходящих на дорожку объектов обожания.


Очаровательное безумие набирало обороты, и на сцену потянулись лица поинтересней. Так, например, Станислав Говорухин уже подозревал, что мне не понравится его новая картина, открывающая фестиваль, и посматривал в нашем направлении с превеликим подозрением.


Оправившийся после позорного поражения на последнем «Оскаре» Звягинцев чувствовал себя здесь в своей тарелке, ведь именно на прошлом «Кинотавре» его картина получила такой огромный мировой резонанс, и пошла в долгую высокую гору перед своим стремительным падением.


Главный продюсер российского кино и по совместительству один из организаторов «Кинотавра» Роднянский услужливо давал всем интервью, рассказывал о величии такого феномена, как патронируемый им фестиваль и сетовал, что в этом году все получилось скромней, чем ему хотелось.


Олешко, словно прилипший к любимому музыканту нашего президента.


Извечно бравирующий Лещенко, идущий на цыпочках.


Ромашковая Наташа Королева.


И смешной Бондарчук. Куда без него?


Покончив наконец со всей этой официальщиной, которая как была блеклой пародией на оскаровские красные дорожки, так ей и осталась, проходим наконец внутрь и рассаживаемся по местам. В зале яблоку негде упасть. Стоянов отодвигает мешающего обзору Расторгуева. Можно начинать.


С самого начала ведущий церемонии открытия этого года Сергей Мазаев задает всей тусовке правильный тон. Вместо оптимистичных лозунгов, сразу переходит к главному — в российском кино сейчас все не очень хорошо. И дело здесь даже не в плохом качестве многих отечественных картин. Новая волна кризиса сильно ударила по индустрии: в этом году конкурсантов стало на треть меньше, чем в предыдущем, в следующем вообще опасаются, что и 15 картин не наберется. Из 14 представленных в прошлом году работ только девять были выпущено в прокат, половина из них не отбила потраченных средств. Порог вхождения в российский кинематограф как никогда высок, большинство фильмов так и остаются плохо смонтированными черновыми работами энтузиастов.


На фоне этих довольно грустных мыслей вступительная речь нашего врио губернатора, в которой звучали ленинские заветы о том, что киноискусство должно развивать и просвещать массы, кажется совсем далекой от действительности.


Но не все так печально в нашем королевстве. Открывающие фестиваль Роднянский и Бондарчук тоже немного посетовали на свое «бедственное» положение, но в целом были бодры духом. Еще бы, ведь каких-то пару месяцев назад во всей киножурской тусовке на полном серьезе ходили слухи, что прошлый, 25-й по счету фестиваль, будет последним. 26-й «Кинотавр» объявляется официально открытым, и нам наконец оглашают программу предстоящих на этой неделе показов.


Здесь же поводов для грусти мало. Такое ощущение, что почувствовав запах жареного от «Кинотавра», все сколько-нибудь талантливые режиссеры решили в этом году выдать самый лучший результат. Во время показа отрывков из предстоящей программы у меня потекли слюнки — в этом году конкурсные показы будут, пожалуй, самыми интересными за последнюю пятилетку. Здесь и новая работа взорвавшей в прошлом году весь киноведческий круг своей «Звездой» Анны Милекян, модернистский сюр Алексея Федорченко «Ангелы революции», провокационная лента с говорящим названием No comment и еще огромная туча аппетитных премьер. В общем, будет что посмотреть и о чем вам рассказать. Жюри в этом году возглавляет Алексей Учитель, которого старожилы должны помнить по прекрасной документалке «Рок», а вовсе не лентам, которые он снимает последние десять лет.


Завершилось открытие фестиваля эксклюзивным показом новой ленты Станислава Говорухина «Конец прекрасной эпохи», в которой говорится о всей неоднозначности брежневских времен, и о том, какими они стали для просвещенных современников. Как ни странно, эта эпоха почти ничем не отличается от времени, в котором мы с вами сейчас оказались потеряны. Рецензию на фильм ждите совсем скоро.


В целом, весь сумбур открытия оставил после себя приятное послевкусие — звездно-тусовочное обаяние «Кинотавра» никуда не улетучилось. Ты, спускаясь в курилку, случайно задеваешь кого-то плечом, машинально извиняешься, поворачиваешь голову и встречаешь осуждающий взгляд Ирины Хакамады. Не успеваешь достать сигарету, а Бондарчук просит у тебя огоньку. Отходишь подальше, а там Звягинцев обсуждает свою новую картину с окружившими его коллегами. Синдром маленькой звездной деревни, где каждый будет целую неделю тыкаться друг в друга носом — интересное ощущение. Впрочем, все же главное здесь, несомненно, — кино, которое все эти дни можно будет в удовольствие смотреть с утра до поздней ночи. Именно об этом мы и поговорим завтра, когда начнутся первые конкурсные показы. На часах 02:00, я отправляю материал в редакцию и с чувством выполненного долга ставлю будильник на шесть утра. Впереди, пусть не такой пафосный, но лично для меня еще более интересный день.

Вот вам напоследок актриса из какого-то малоизвестного сериала в красивом платье. До встречи!


Денис Юрьев

Читайте также:
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • prozak
  • написано
у Олешко тот же мастер париков, что и у Кобзона, как я погляжу )
… не знал что у нашего президента такой плохой аудиовкус ((
  • avatar
  • foolton
  • написано
Отличный материал, Денис!) Прям с удовольствием прочёл) Давай дальше)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.