«Кинотавр». День 1
Как казалось, день открытия с самого начала пошел наперекосяк. Придя к десяти утра на аккредитацию, я не только узнал, что фотографировать в штабе фестиваля наказывается проклятьем сродни самым страшным заклинаниям из вселенной Гарри Поттера, но и был проинформирован, что до трех часов дня ни о каком пригласительном на открытие «Кинотавра» можно даже не мечтать. Немного расстроенный, я вернулся в номер и в назначенный час стройным шагом маршировал к гостинице «Жемчужина». Оказалось, я был не одинок. Прямо на площади летнего театра уже выстроилась рота представителей наших славных правоохранительных органов.
«Уважаемые полицейские, сегодня вы допущены к почетной обязанности охраны всероссийского кинофестиваля. Следите за порядком и не подведите!» — громогласно заявил товарищ полковник. Что же, это настроило на нужный лад, и я принял все как добрый знак.
И не зря. Включив нечеловеческое обаяние, удалось раздобыть пригласительный на самый первый ряд, так что уверенность в том, что мы не пропустим самого главного, твердо закрепилась в моем разволнованном сердце. Вся журналистская братия стала мерно подтягиваться ко входу в Зимний театр примерно к пяти часам вечера.
Признаюсь честно и сразу: день открытия «Кинотавра» для меня всегда был и будет самым скучным и пустым днем, так как ничего кроме пафосных фотосетов, громогласных речей и прочих предметов интереса глянцевых журналов найти в нем практически невозможно. Поэтому в этом отчете будет больше фото, чем разговоров. Но по порядку. В назначенное время все окрестности гостиницы «Жемчужина», как грибы после ядерного дождя, заполонили люди в форме и зеваки всех мастей, которые тщетно надеялись сфотографироваться со своими кумирами или получить автограф. Или, возможно, просто рассказывать потом своим друзьям, что вживую видели Льва Лещенко, и не мыть глаза до самой смерти.
Как и в случае с любым фотоколлом, здесь не было никаких сюрпризов. Звезды, разнеженные после утренних купаний в бассейне и закрытого обеда в гостинице, мерно и с чувством собственного достоинства расхаживали взад-вперед на фоне баннера фестиваля, отпускали редкие комментарии, здоровались с фотографами, которые приезжают сюда последние 10-15 лет.
В ряд людей с фотокамерами врывается миловидная рыженькая журналистка:
— Ребята, а можно вы будете мне подсказывать, кто есть кто?
— Конечно, обращайся, — по-джентельменски отвечаем мы.
Правда, наша мнимая бравада резко улетучивается, когда перед нами одна за другой начинают возникать женщины в красивых платьях, чьи лица мы видим первый раз в жизни.
— А это кто?За час реального времени мимо нас прошло около 50 человек, но покажем, пожалуй, самых нетривиальных.
— Снималась в сериале на НТВ. «Ликвидация 3». Не видел?
— А, да, конечно, помню-помню, — нагло вру в лицо фотографу из ИТАР-ТАССа.
Миляга Юрий Стоянов со своей женой, которые не уходили минут десять, пока не улыбнулись каждому фотографу.
Главный шутник из любимых звездных огоньков вашей мамы — гражданин Олешко, похожий на восковую фигуру из музея Мадам Тюссо.
Повеса, вечно пребывающий в образе пафосного голливудского модника, снявший 90% российских лент, которые умудряются отбивать свой бюджет в прокате.
Веселая Догилева.
И человек, играющий роли гопников в сериалах канала ТНТ (да, я знаю его фамилию, но кому она нужна).
После всего этого несколько утомительного процесса самолюбования актеров и нашего любования их довольными лицами, весь наш отряд самоубийц с фоторужьями в темпе ретировался на красную дорожку, где нас ждало абсолютно то же представление, только в несколько другом ракурсе. По все той же, похоже, оставшейся с прошлого фестиваля красной дорожке, к нам потянулась вереница звезд в несколько обновленном составе. От прошлого сеанса фототерапии это отличалось одновременно еще более зашкаливающим пафосом происходящего, и отрезвляющим пониманием, что все актеры уже поскорее хотят подняться наверх, чтобы спокойно покурить и выпить ледяного мартини, которым услужливо были забиты столы рядом с входом в Зимний. Толпа же вокруг становилась все больше и пребывала в каком-то неясном трансе, чуть ли не падая в обморок от одного взгляда на выходящих на дорожку объектов обожания.
Очаровательное безумие набирало обороты, и на сцену потянулись лица поинтересней. Так, например, Станислав Говорухин уже подозревал, что мне не понравится его новая картина, открывающая фестиваль, и посматривал в нашем направлении с превеликим подозрением.
Оправившийся после позорного поражения на последнем «Оскаре» Звягинцев чувствовал себя здесь в своей тарелке, ведь именно на прошлом «Кинотавре» его картина получила такой огромный мировой резонанс, и пошла в долгую высокую гору перед своим стремительным падением.
Главный продюсер российского кино и по совместительству один из организаторов «Кинотавра» Роднянский услужливо давал всем интервью, рассказывал о величии такого феномена, как патронируемый им фестиваль и сетовал, что в этом году все получилось скромней, чем ему хотелось.
Олешко, словно прилипший к любимому музыканту нашего президента.
Извечно бравирующий Лещенко, идущий на цыпочках.
Ромашковая Наташа Королева.
И смешной Бондарчук. Куда без него?
Покончив наконец со всей этой официальщиной, которая как была блеклой пародией на оскаровские красные дорожки, так ей и осталась, проходим наконец внутрь и рассаживаемся по местам. В зале яблоку негде упасть. Стоянов отодвигает мешающего обзору Расторгуева. Можно начинать.
С самого начала ведущий церемонии открытия этого года Сергей Мазаев задает всей тусовке правильный тон. Вместо оптимистичных лозунгов, сразу переходит к главному — в российском кино сейчас все не очень хорошо. И дело здесь даже не в плохом качестве многих отечественных картин. Новая волна кризиса сильно ударила по индустрии: в этом году конкурсантов стало на треть меньше, чем в предыдущем, в следующем вообще опасаются, что и 15 картин не наберется. Из 14 представленных в прошлом году работ только девять были выпущено в прокат, половина из них не отбила потраченных средств. Порог вхождения в российский кинематограф как никогда высок, большинство фильмов так и остаются плохо смонтированными черновыми работами энтузиастов.
На фоне этих довольно грустных мыслей вступительная речь нашего врио губернатора, в которой звучали ленинские заветы о том, что киноискусство должно развивать и просвещать массы, кажется совсем далекой от действительности.
Но не все так печально в нашем королевстве. Открывающие фестиваль Роднянский и Бондарчук тоже немного посетовали на свое «бедственное» положение, но в целом были бодры духом. Еще бы, ведь каких-то пару месяцев назад во всей киножурской тусовке на полном серьезе ходили слухи, что прошлый, 25-й по счету фестиваль, будет последним. 26-й «Кинотавр» объявляется официально открытым, и нам наконец оглашают программу предстоящих на этой неделе показов.
Здесь же поводов для грусти мало. Такое ощущение, что почувствовав запах жареного от «Кинотавра», все сколько-нибудь талантливые режиссеры решили в этом году выдать самый лучший результат. Во время показа отрывков из предстоящей программы у меня потекли слюнки — в этом году конкурсные показы будут, пожалуй, самыми интересными за последнюю пятилетку. Здесь и новая работа взорвавшей в прошлом году весь киноведческий круг своей «Звездой» Анны Милекян, модернистский сюр Алексея Федорченко «Ангелы революции», провокационная лента с говорящим названием No comment и еще огромная туча аппетитных премьер. В общем, будет что посмотреть и о чем вам рассказать. Жюри в этом году возглавляет Алексей Учитель, которого старожилы должны помнить по прекрасной документалке «Рок», а вовсе не лентам, которые он снимает последние десять лет.
Завершилось открытие фестиваля эксклюзивным показом новой ленты Станислава Говорухина «Конец прекрасной эпохи», в которой говорится о всей неоднозначности брежневских времен, и о том, какими они стали для просвещенных современников. Как ни странно, эта эпоха почти ничем не отличается от времени, в котором мы с вами сейчас оказались потеряны. Рецензию на фильм ждите совсем скоро.
В целом, весь сумбур открытия оставил после себя приятное послевкусие — звездно-тусовочное обаяние «Кинотавра» никуда не улетучилось. Ты, спускаясь в курилку, случайно задеваешь кого-то плечом, машинально извиняешься, поворачиваешь голову и встречаешь осуждающий взгляд Ирины Хакамады. Не успеваешь достать сигарету, а Бондарчук просит у тебя огоньку. Отходишь подальше, а там Звягинцев обсуждает свою новую картину с окружившими его коллегами. Синдром маленькой звездной деревни, где каждый будет целую неделю тыкаться друг в друга носом — интересное ощущение. Впрочем, все же главное здесь, несомненно, — кино, которое все эти дни можно будет в удовольствие смотреть с утра до поздней ночи. Именно об этом мы и поговорим завтра, когда начнутся первые конкурсные показы. На часах 02:00, я отправляю материал в редакцию и с чувством выполненного долга ставлю будильник на шесть утра. Впереди, пусть не такой пафосный, но лично для меня еще более интересный день.
Вот вам напоследок актриса из какого-то малоизвестного сериала в красивом платье. До встречи!
Денис Юрьев
Читайте также:
- «Кинотавр». День 0 — www.kublog.ru/blog/kino/7870.html
- Кублог подружился с «Кинотавром» — www.kublog.ru/blog/kublog/7827.html
- Оптовый склад кино: что отгрузили в Краснодар — www.kublog.ru/blog/kino/1496.html
- «Звезда»: откровение «Кинотавра» — www.kublog.ru/blog/kino/4988
- 2077
- NastyaVasilchenko
… не знал что у нашего президента такой плохой аудиовкус ((