Музей плюс "ЗИП"

В пятницу 11 апреля художественный музей имени Коваленко – обитель академического искусства – повернулся к современным художникам Краснодара лицом, а не профилем. Те, впрочем, постарались этого не заметить.

Дискуссия, посвященная взаимоотношению старых институций и новых художников, завершала второй и последний день программы «Коваленковских чтений» — конференции, которая прошла впервые после 10-летнего перерыва и была посвящена 110-летию музея.

Идея связать в одном разговоре два рукава художественной активности города – консервативный музей и бурлящую молодежь в лице в первую очередь неформального института «КИСИ», который только что привез из Москвы госпремию «Инновация» за лучший региональный проект, — и поговорить о вероятности совместных проектов, к сожалению, не дала зримых плодов.



Во-первых, на конференции не появились лидеры «КИСИ» — группировка «ЗИП». Интересы молодежи представлял лишь один из приглашенных авторов свежей арт-волны Краснодара Сергей Таушанов (который почти ничего не сказал) и художник старшего поколения Владимир Мигачев (который говорит с музеем уже много лет, и его мнение не является здесь новостью). Во-вторых, и сам музей обставил общение не слишком демократично.

Заседали среди картин минувших времен на первом этаже особняка по адресу Красная, 13. Акустика этого места для устных выступлений без микрофона не располагает, и речи рассыпалась под сводами. Хотя представители музея и рассказали о том, что почти закончен ремонт на двух этажах соседнего здания музея, но почему-то не захотели воспользоваться новыми помещениями для «чтений».



Человек 30 участников — представителей музея, краевого выставочного зала, художников и искусствоведов – разместили в формате лектория, а не обещанного программой круглого стола, что, конечно, тоже не создавало ситуации раскованного обмена мнениями.

Программа состояла из четырех блюд: три доклада и долгожданная дискуссия – общая по всем докладам, хотя каждый, вообще-то, просил отдельного обсуждения и сразу.

Первым выступил старший научный сотрудник музея Юрий Солодовников – седой культуролог вернул нас в 1994 год, когда в Краснодаре прошла легендарная арт-выставка «Фасад»: около 10 художников города в течение полугода готовили коллективный проект, разместившийся в здании на Красной, 15. Музей Коваленко выступил тогда грантодателем, поддержал художников организационно и финансово. В числе авторов «Фасада» — Владимир Мигачев, Вячеслав Толмачев, Алан Корнаев, Дмитрий Кочанович, Евгений Казицин, Владимир Колесников, Ольга Ковтун, Владимир Григоращенко. На то время они впервые показали Краснодару «неклассическое», трендовое искусство.



Выставка давно получила признание искусствоведов, как мощное и убедительное явление. Но от «Фасада» сохранилось немногое. Отдельные работы авторы передали музею, создан документальный фильм, имеются вспоминания и фотографии.

Фотографии и показывал, подкрепляя свой рассказ, Юрий Солодовников. Вспоминая «Фасад», он показал, что 20 лет назад все уже было в искусстве Краснодара: и игра со зрителем, и инсталляции, и видео-арт, и работа со светом, и освоение «альтернативного», находящегося в ремонте помещения, и отсылки к библейским темам (вспомнилась привозная выставку Марата Гельмана Icons).

«Что это было? Лаборатория? Разовая акция? Этого не повторишь. Что можно сохранить и как? – Спрашивает Юрий Солодовников. И берет шире — Можно ли сейчас создать принципиально новый художественный язык? Что является признаком ценности современного искусства: мастерство, идея, раскрученность?

Но мгновенного обсуждения, как уже было сказано, не полагалось. Со вторым докладом вышла Дарья Даньковская – ценитель новейшего левого крыла краснодарских художников.



Дарья начала с поздравления в адрес отсутствующих «зиповцев» по случаю полученной ими премии «Инновация». А потом зачитала небольшой доклад, тему которого можно было бы означить как «Краткая славная история группировки «ЗИП» с 2007 года до сего дня».

«После того, как «КИСИ» перебрался в «Типографию», его деятельность приобрела особый масштаб», — отметила Дарья.

Выделена просветительская деятельность «КИСИ», как яркие и важные упомянуты привозные выставки «Ублюдки. Кровь — это не вода» и «40, а может и все 50 поцелуев сколопендры». «Зиповцы» названы звездами, присутствующий Сергей Таушанов «молодым художником, который работает с темой черного квадрата», Иван Дубяга — автором, которого «нельзя отнести к супермолодым, но мы узнали о нем тоже благодаря «КИСИ». Еще упомянута Татьяна Стадниченко – как пример разнообразия в среде новых авторов города.



«Было бы интересно не только проследить историю, но и купить работы молодых авторов в запасники музея», — неожиданно высказался Юрий Солодовников.

«Предлагайте, мы готовы рассматривать», — не менее неожиданно ответила заведующая отделом учета и хранения фондов музея Диляра Садыкова.

Так, лед между традицией и новацией, было, треснул, но обсуждения снова не полагалось, а начался третий доклад. Он, на самом-то деле, оказался художественным актом молодого сотрудника музея — Полины Гусевой. Полина вывела на экран композицию «Космос как предчувствие»: Дельфийская Сивилла с фрески Микеланджело вписана в изображение планеты Земля, которая, в свою очередь, вписана в черный прямоугольник. Полина Гусева долго говорила о смыслах этого постмодернистского произведения, зачитывая по бумаге. В конце доклада из зала крикнули: «А кто автор, кроме Микеланджело?», и кто-то сбоку ответил: «Автор перед вами», то есть сама Полина и есть создатель коллажа. Она как бы выставила работу и одновременно научно изучила ее, говоря о себе в третьем лице.

Что означал этот доклад, никто специально не пояснил, но он несколько расхолодил публику. Людей поубавилось, стало окончательно ясно, что обещанные программой «молодые художники группы ЗИП» не придут.

Заведующий отделом научно-образовательной работы музея Иван Ващенко наконец объявил начало дискуссии и сам выступал минут десять.

Он говорил, что музейное собрание предполагает ценностную планку, а остроактуальные вещи не всегда позволяют понять, есть ли у произведений соответствие этой планке; что главное для музея – консервация ценностей, хотя вот сейчас у краснодарского музея появились новые выставочные площади, и там можно будет «решать вопросы тактики, а не стратегии».



Живописец Владимир Мигачев, не дожидаясь финала речи, встал и спросил, а почему бы музею не учиться скорее работать по-другому, музеи во всем мире осваивают новые технологии, чтобы быть ближе к современному художественному процессу.

«В выставочный зал стремно ходить, к вам – тоже», — сказал Владимир Мигачев.

В дискуссию вступил культуролог Юрий Лучинский:

«Скучно в музее? А ты поскучай. Все равно нужна школа. Вне школы художник не может состояться».

Дождавшись своей минуты в диспуте тяжеловесов, молодой Сергей Таушанов встал, поправил темные очки, провел по волосам и сказал:

«Для меня музей всегда был сакральным местом. — Говорил Сергей сбивчиво. Под конец резюмировал, — Почему Никас Сафронов висит в музее? Он пропиарился. Это нормально для капиталистического общества, но мне это не нравится».



Включился и „старший“ художник Юрий Самсонов:

«Музей — это способ захоронения современного искусства. Многое упирается и в личности, которые выбирают, что взять в собрание. Иные берут еще „живое“, „теплое“ искусство. Но вообще, братцы, это к вопросу о нашем провинционализме».

Право на проникновенное высказывание отвоевала Диляра Садыкова, которая сказала о главном в повестке дня:

«Да, музей – это традиционная институция, но он должен развиваться. И если мы будем считать, что не надо покупать современное искусство из-за невозможности его сохранения, то мы не сможем и развиваться. Признаем: у нас сейчас нет диалога с современными художниками, мы зажаты в рамках профессиональных обязанностей. Провинционализм нашего музея упирается в наше здание – оно очень маленькое. Но мы готовы к контакту, помогите музею стать современным. У нас огромный фонд, который хранить непросто. Не хватает рук. Но мы открыты, давайте работать вместе».

На дискуссии никто не представлялся. Регламент не был обозначен. Тема тоже. Говорили кто с места, кто выходил вперед.

«Художники опять нападали, а искусствоведы отбивались»,– подытожил один из зрителей вполголоса.



Закрыла дискуссию фраза: «Музей — это храм, и с этим надо считаться», которая вернула все на круги своя.

Впрочем, может быть, и не вернула. Все-таки «чтения» показали, что краснодарский художественный музей видит свою миссию в том, чтобы работать не только с классическим, но и с текучим современным художественным материалом. Однако, эта работа поднимает проблему сохранности и проблему отделения «истинного» искусства от «не истинного». Как их решать? — вопрос остался открытым.

«Молодые художники», надо думать, будут проводить свои дискуссии и круглые столы. Станут ли эти встречи междусобойчиками или новая институция с базой в КЦ «Типография» пригласит пообщаться представителей консервативного лагеря?

В финале всех позвали посмотреть новые выставочные площади в соседнем здании, которые, впрочем, пока не разрешено фотографировать.

Побывала Анна Червякова.

Комментарии

  • avatar
  • AntonZhadchenko
  • написано
Зачем? КИСИ, без музея вполне себя хорошо чувствуют. Музей видимо тоже. Если не ошибаюсь, то 11 числа ребята еще в Москве были. Во всяком случае вечером на вскрытии капсулы времени, еще не были.
  • avatar
  • ToT
  • написано
Антон, что значит хорошо чувствуют?) КИСИ как раз ищут диалог. Музей, насколько, я понимаю тоже.
  • avatar
  • AntonZhadchenko
  • написано
Они не пересекаются. КИСИ — активисты дискурса, а музей потерял фокус, расплылся. Находится вроде здесь и сейчас, а на деле глубоко вчера. Потому у него и возникает надуманная проблема отделения «истинного» искусства от «не истинного».
Но это не значит, что я против диалога. Если попытки с их стороны предпринимаются, то не все плохо.
  • avatar
  • AnnaChervyakova
  • написано
Для справки выдержка из программы конференции:

  • avatar
  • DaryaDankovskaya
  • написано
Ой, простите, а можно я тут со своим ма-аленьким мещанским уточнением на фоне обсуждения глобальных проблем?

Сотрудником музея я не являюсь :) Я именно что «ценитель новейшего левого крыла краснодарских художников».
  • avatar
  • AnnaChervyakova
  • написано
Спасибо, Дарья. Извините, что допустили ошибку. В тексте исправили.
Последний раз редактировалось
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.