Город, в котором мы не жили

«Толстая ворона, ругнувшись, тяжело взлетает со старинной могильной плиты. Кто эти люди? Что принесло их в предсумеречное время сюда, в заросли Всесвятского кладбища?..». — Съемочная группа, раскрыв рты, слушает захватывающие рассказы краснодарского историка Виталия Бондаря. Осень 1998 года. С такой необычной экскурсии началось мое знакомство с этим удивительным человеком. И с историей нашего города, по большому счету, тоже. С этого дня имена на указателях улиц стали обретать судьбы, здания – семейные легенды, события — подробности.

Тяга к знаниям, по словам организаторов мероприятия, в человеке неистребима. Поэтому пропустить лекцию Виталия Бондаря в ресторане «Екатеринодар» воскресным утром 25 января 2015 было бы явно непростительной ошибкой. Разнообразная публика дисциплинированно собралась в уютном зале ровно к 12 часам.

Каждый из нас что-то знает о родном городе. Кандидат исторических наук знает о нем все. Уложить в два часа более двух веков кубанской столицы никто и не претендовал. Пересказать в коротком блоге – тем более. В планах на будущее – целая серия увлекательнейших лекций. Следите за информацией.



Екатеринодар начинался как «войсковой град». И это было редкостью. Всего в России существовало всего лишь пять поселений с таким статусом. Проживать здесь изначально имели право только казаки. Остальным сословиям разрешение осесть здесь было дано уже позже. Через несколько лет город практически догнал по размерам Париж, но только на архитектурных планах. По воспоминаниям очевидцев, большинство проложенных «улиц» напоминали тропинки, прорубленные в лесу. Плотная растительность, сырой климат, застой гниющей воды. Как следствие, постоянные эпидемии малярии и многочисленные смерти. Положение было настолько серьезным, что чуть не стало причиной переноса поселения в другое, более благоприятное место. Но казаки оказались упорнее природы. К малярии привыкли, чуть ли не как к насморку: досадно, но жить можно. Дамы, перетерпев «корчи» (так называли приступы), надевали лучшие платья, румянили желтые щечки и отправлялись веселиться в Войсковое собрание. Местного жителя, прогуливающегося по «пришпектовой» улице, легко можно было отличить от заезжего гостя по «фирменному малярийному» желтому цвету лица. «Пришпектовой» (от слова «проспект») долгое время называлась наша любимая Красная.

Настоящий кубанец всегда крепко держался за свою землю, это да. Выдержал город и нападение в Крымскую войну, когда в новогоднюю ночь с 1854 на 1855 вражеские части перебрались через замерзшую Кубань и заняли несколько жилых кварталов (примерно в районе нынешней улицы Советской). Но были быстро отброшены назад и погибли в массе своей подо льдом реки, расколотым пушечными ядрами. Вот такие, оказывается, случаются «ледовые побоища». Южные.



Медленно, но верно город развивался и разрастался, теперь уже «в камне». Деревянные церкви в стиле украинского барокко аккуратно разбирались по бревнышку, переносились за город и заменялись белокаменными храмами. Правда, и тогда случалось по-разному, не без греха. Деньги, специально выделенные императрицей на каменный городской собор, частично исчезли в неизвестном направлении. Хватило только на деревянный. Нормальная русская традиция, чего уж. А вообще, конечно, строили на совесть. Особенно для себя, но и на благо общества тоже. Больницы, часовни, доходные дома, школы, училища. Многое стоит до сих пор. Что-то осталось только на старинных открытках и в местных названиях. Давным-давно, например, нет Дмитриевской церкви и церковно-приходской школы на пересечении нынешних Леваневского и Коммунаров, а дамба по-прежнему Дмитриевская. Еще можно увидеть одни из самых первых каменных зданий города – Первую городскую больницу и Скорбященскую церковь здесь же, во дворе больницы. Эти уникальные постройки за необычную архитектуру специалисты называют Екатеринодарским кремлем. Пока еще можно побродить по Всесвятскому кладбищу, некогда находившемуся на самом отшибе города, а сейчас – в самом центре. И с удивлением обнаружить на разбитых надгробиях еле различимые имена, знакомые по рассказам бабушек-дедушек или урокам кубановедения. А вот на месте самого первого, Фоминского, кладбища побывать не получится. Там, в районе Сенного рынка, сейчас возводят высотные жилые дома. Там, где когда-то были могилы основателей и первых устроителей Екатеринодара.



Черно-белая открытка начала прошлого века передает настроение времени, которому не суждено было продлиться. Нарядные горожане прогуливаются в живописном сквере у памятника Екатерине II. Правда, «смотрит» императрица не на запад, как сейчас, а на север. Играют на солнце струи фонтанов. Семья с интересом рассматривает дольмен, выставленный здесь же. Вдоль аллей выстроились строгие шеренги «половецких баб» (уцелевшие теперь живут в краеведческом музее). Еще одна гордость городского сквера – уникальная коллекция экзотических растений, несколько сотен экземпляров. Пройдет всего ничего, и большую часть сквера вырубят на дрова в гражданскую. Безо всяких скидок на ботаническую ценность. В Великую Отечественную здесь будут базироваться сначала наша, затем немецкая батареи. И от одного из прекраснейших мест города не останется, по сути, ничего.

Одна из городских легенд рассказывает: в тяжелые военные дни по Краснодару ходили удивительные слухи. То здесь, то там измученным жителям являлся образ Георгия Победоносца, воина и защитника. Говорят, он тогда встал и на защиту нашего города тоже. Говорят, потому что много молились. И еще потому, что единственным работающим храмом на тот момент был Свято-Георгиевский (сейчас на пересечении Седина и Северной). Разрушения и потери, которые можно было бы списать на войны и революции, закончены. Самое время научиться хранить город и его историческое наследие собственными силами. Присоединяйтесь. И приходите на лекции В. Бондаря.

Василина Копылова
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • AnnaChervyakova
  • написано
Изложение вместо сочинения — это очень, конечно, интересно. Хотя обычно журналист все-таки что-то и от себя добавляет (не только восторженные восклицания и призывы).
Сколько было людей? Как слушали? О чем спрашивали? Почему рестораторы обратились к жанру лекции? У них кризис? Просела посещаемость? Ну и как им результат? Как Виталий Бондарь читал: нудно или эмоционально, пафосно или с анекдотами? Какие еще лекции будут и когда? А что там было на обед? Как пошли кубанские специалитеты? Это же была вторая часть программы. О чем поболтали за столом? Или журналист так возвысился от лекции, что не стал есть борщ? Или все-таки съел?

«Репортаж» в духе кубанской прессы.
Но молодцы, что сходили. Событие необычное. И о чем-то говорит. Вот только о чем?
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • Klinkova
  • написано
Анна, я тоже немного обленилась и мало написала, но фото, чем угощали можно увидеть здесь — www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=10155226997420601&id=541755600&pnref=story.
  • avatar
  • Russo
  • написано
На борщ нас, Аня, не позвали. Не хватило мест.
  • avatar
  • AnnaChervyakova
  • написано
Это тоже интересно. Значит борщ был успешнее лекции?
  • avatar
  • Russo
  • написано
чего не знаю, того не знаю) но ход ваших мыслей, Аня, мне нравится ;)
  • avatar
  • Klinkova
  • написано
За моим столом были места, было бы желание пообедать.
  • avatar
  • Klinkova
  • написано
Скажу честно, прочитала репортаж только после вашего эмоционального комментария, в духе кубанской блогосферы. Попытаюсь дополнить прелестный репортаж Василины: 1.Пришло человек 50.2. Слушали внимательно, с интересом.3.Про кризис не знаю.В приветственном слове администратор ресторана объяснила причину проведения этой лекции тем, что она слушала рассказ Виталия Бондаря об истории Екатеринодара в другом месте и ей показалась интересной идея организовать это мероприятие в месте, где любят и сохраняют память о Екатеринодаре.Результатом они и гости остались довольны, поэтому решили сделать эти встречи традиционными. 4. Читать нудно и пафосно В.Б. не умеет. Рассказывал он как человек, которому самому очень нравится то, чем он занимается, а именно историей нашего края, и нравится делиться своими знаниями с людьми, которым это интересно. Он не читал, а повествовал об возникновении нашего города, его роли в истории края, России. Были и анекдоты, и легенды.5. Лекции, по крайней мере, следующая намечается провести в ближайшее время. Ждем дату, но на странице ресторана народ уже во всю записывается. 6.Обед был из трех блюд: борщ, пеленгас с овощами или колбаски из кабанятины, компот из кизила и закуски из разносолов. Хлеб местной выпечки.Всё вкусно.6. Фразу про «специалитеты» я не поняла. 7. За столиками сидели пары или лично знакомые люди. Я сидела одна, не болтала.8.Ела ли журналист, не заметила. Обед был довольно платным, поэтому это её личное дело.
Всё, о чем написано в репортаже, журналист вынесла из лекции и хорошо передала. Коротко, но ёмко. А говорит это мероприятие о том, что патриотизм ещё жив, а главное, что есть люди, кому это важно.
  • avatar
  • AnnaChervyakova
  • написано
Елена, спасибо за дополнения и всем спасибо за патриотизм. Но поскольку патриотизм в данном случае расцвел в условиях частного бизнеса, а не государственного нагнетания, интересно было бы все-таки понять закономерность или наоборот оригинальность события. Было бы здорово читать об этом в репортажах, например, в виде мнений автора или тех, с кем ему удалось поговорить.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • Klinkova
  • написано
Люблю снимать фотографов.Душевное было мероприятие.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.