Эрудированный хулиган в "Дранки-баре"

В Краснодарском театре драмы 18 февраля покажут мистическую мелодраму «Снег» по мотивам одноименной польской пьесы. Режиссер постановки — основатель и художественный руководитель Польского театра в Москве Евгений Лавренчук — лично приехал в Краснодар за две недели до спектакля, чтобы рассказать о своем эксперименте.
Последнее время Краснодару везет на визиты скандальных театральных деятелей, — причем не актеров, а режиссеров. Буквально неделю назад Кублог писал о Сергее Кунице, как 3 февраля в Краснодаре Евгений Лавренчук провел встречу с прессой.
Слава Лавренчука также бежит впереди него. Например, когда Евгений приехал в Вологду, то, по его словам, «люди стояли с плакатами. Одни с «Прочь этот разврат и содомию из города», другие — «Вы [ничего] не понимаете». Правда, в отличие от Куницы, Лавренчук, ученик Виктюка и заслуженный деятель культуры Польши, — настоящий режиссер, а не постановщик губернаторских елок.
Пресс-конференция мероприятия в рамках года культурного обмена Польши и России оказалась почти подпольной: она проходила… в «Дранки-баре». Собравшиеся журналисты с некоторым недоумением оглядывали детали интерьера, больше подходившего для гламурной котельной, чем для пресс-конференции.

Спектакль «Снег» не простой: на польском языке с субтитрами, по пьесе скандального модерниста Пшибышевского. Когда Лавренчука спросили, почему именно этот спектакль стал его выпускным, режиссер ответил, что хотел поставить нечто совсем вразрез со всеми театральными традициями столицы. Так и вышел «Снег», поставленный вопреки и как безделица. Спектакль, который привык к европейским площадкам и, по словам режиссера, имеет награды зарубежных фестивалей.
Говорил молодой режиссер хорошо: цитировал напропалую от Пушкина и до Аполлинера, к месту поминал Тарковского и Параджанова, заманивал журналистские душонки парадоксами типа «Эксперимент плюс эксперимент будет экскремент». Интересно, хотя и сбивчиво, говорил о себе в искусстве. Могу присоединиться к отзыву его томской слушательницы: «Лавренчук слитно и осмысленно может произнести не более десяти слов подряд, и тем не менее <...> он в нескольких обрывочных фразах сказал все, что я пытаюсь сформулировать последние лет пять».
Весьма интересными оказались ответы на вопросы о русском и европейском зрителе, о политической ситуации и скандальной репутации режиссера. Европейский зритель, сказал режиссер, рукоплещет любому художнику, принимает его безоговорочно, выдает неограниченный кредит доверия. Русский же зритель имеет в душе своего личного Чехова/Пушкина/Толстого, к которому режиссер не имеет права лезть своими грязными ручонками, и не дай бог пойти вразрез ожиданиям зрителя. При этом европейца в принципе ничего не трогает глубоко, а русского — волнует; это самый неравнодушный зритель. Поэтому идеальным зрителем был бы некто средний, «русский европеец», — какие, к счастью, попадаются в каждом зале.
На вопрос о политике режиссер вполне серьезно ответил, что любая напряженность есть путь к творчеству, катализатор творчества, приводя в пример искусство паузы в советском театре. Паузы, которая могла довести зрителя до смеха или слез.
А вопрос о скандалах был обойден еще более изящно. Поставив на стол стакан, режиссер отметил: «Скандалы — это не обо мне, это о нем». И, конечно, он имел в виду не зеленого змия, а стакан как социальную вещь в себе. Мол, я занят чистым творчеством, — а скандалы текут мимо, я к ним непричастен.

Но тут обаятельный оратор немного лукавит.
Например, именно он четыре года назад подал в суд на мэрию и Совет старейшин Томска, отвечая на письмо старейшин губернатору. В письме совет старейшин обвинил режиссера в пропаганде гомосексуализма в его спектаклях. Правда, позже старейшины утверждали, что письмо было написано «для служебного пользования» и украдено из областной администрации «эмиссарами Лавренчука».
Суд, отказавший Лавренчуку в иске, «руководствовался федеральным законом о запрете распространения порнографии среди детей».
Почему-то эти рубленые формулировки заставляют думать, что творчество Лавренчука как минимум интересно. Хотя и не лишено самоценного эпатажа: например, об одном из его томских спектаклей критик Павел Руднев писал: «Анна Каренина» выглядит как провинциальный авангард, неосмысленный и выпендрежный, претенциозный и многозначительный. В этом всем мало вкуса, мало самоконтроля. Проблема в том, что опыта для освоения своего грандиозного замысла у режиссера оказалось мало».
Именно после «Карениной», где роль Каренина режиссер предложил начальнику департамента по культуре Томской области Андрею Кузичкину, разразился скандал, который будут помнить томичи. Спектакль взял слишком много премий на местном фестивале, режиссера стали продавливать в главные режиссеры томского ТЮЗа, используя административный ресурс, и директор театра была вынуждена уволиться. Главным режиссером Лавренчук так и не стал, но Томск запомнил его надолго — и как талантливого постановщика, и как одиозную личность.
В одном из интервью режиссер сказал, что принцип его творчества — «Баба-яга против». Да и сам «Снег» — отнюдь не мирная модернистская драма. Его автор Пшибышевский – эстет, эротоман, противник реализма и демократизма в искусстве. Посмотрим, как примет этот экзотичный коктейль консервативный краснодарский зритель.
Правда, журналистам попасть на этот спектакль будет не так-то просто. Условие аккредитации — что текст перед публикацией будет показан представителям организатора. Правда же, занятно? Кажется, придется идти по билетам.
Елена Еремина
Читайте также:
- Who is mr. Куница? www.kublog.ru/blog/kublog/6933.html
- «Анна Каренина»: классический китч www.kublog.ru/blog/kublog/6096.html
Места:
- 38164
- Russo
Руководитель театра Современник Галина Волчек в одном из последних интервью говорила о том, что современный театр ставит факт эксперимента выше смысла, формы, содержания и адекватности подачи и осмысления. Поэтому она поставила спектакль 1962 года Двое на качелях без перфомансов, видеоинсталяций, минимализма сценического антуража… поставила классически. Вы еще не устали ходить на рыбалку с эхолотом, электроудочкой и плотом отвозящим феромоновую прикормку в центр озера???? Друзья, может возьмём дедушкино бамбуковое училище с поплавком пера гуся и получим катарсис ?)) авангард авангардом, эксперимент экспериментом, а классика вечна. Простите за ИМХО.))
Да вы просто посмотрите на этого павлина, он же занят только самолюбованием, заниматься творчеством ему банально некогда, особенно с учетом его личных наклонностей. Но даже не они являются определяющими, а то, что мнение о себе любимом и своем таланте у него расходиться с действительностью. Евгений Лавренчук – это классический случай нарциссизма, при чем нарциссизма абсолютно ничем не подкрепленного. Ему стоит на сцене доказывать свою состоятельность и талант, а не болтать в интервью, пытаясь приклеить к себе часть славы своего, без сомнения выдающегося наставника, Романа Виктюка.
На меня сейчас могут посыпаться обвинения в гомофобии и нетерпимости, хотя это не про меня, но я твердо убежден, что публичные люди должны держать свои сексуальные пристрастия при себе, а не звонить о них на каждом шагу. Разве нетрадиционная ориентация должна автоматически улучшить качество постановок и зрительские отзывы? Евгений Лавренчук похоже в это верит, иначе мне непонятны его интервью. К тому же эта бездарность о себе такого высокого мнения, что хватило бы на десяток Станиславских. Правда совершенно непонятно на чем базируется эта завышенная самооценка, кроме известного имени его наставника.
Если искусственно подогревать интерес к постановке и создавать вокруг себя сильный ажиотаж нужно быть готовым к тому, что ожидания людей в последствии будет еще сложнее оправдать. Скажем так, если бы на Сумерки Богов мы пошли в каком-нибудь маленьком уездном театре я бы назвала постановку сносной и не так бы возмущалась по этому поводу. Но Лавренчук Евгений повысил планку ожиданий прилепив сюда еще и имя своего учителя, Романа Виктюка. Конечно от такой постановки ждешь хотя бы приблизительно того же уровня, на котором привык видеть постановки Романа Григорьевича, а его там нет и близко.
Кто-то может и толерантно относиться к нетрадиционной ориентации, кто-то может ее даже поощрять, но мое мнение по этому вопросу однозначное – такая тема не должна становиться предметом публичного обсуждения. Особенно я неприемлю, когда публичные люди, зачастую ради пиара, в открытую говорят о совей гомосексуальности. Какой пример подает Евгений Лавренчук и его так сказать собратья, когда чуть ли не пропагандируют такую мерзость? Благо еще, что Лавренчук является настоящим дном в плане режиссерского таланта и я практически уверен, что эта бездарность ни для кого не может быть примером.
Наверное, никто не сможет объяснить, что такого выдающегося сделал Евгений Лавренчук, чтобы заслужить место в Одесском оперном театре. Он был учеником великого Романа Виктюка? Так у него были и другие ученики, наверняка гораздо более талантливые. Он поставил хоть одну запоминающуюся постановку? Нет, все его работы проваливались с громким треском. Лавренчук ничем не заслужил такой чести и более того, его пребывание в Одесском оперном бросает тень на репутацию самого театра, а это значит, что его нужно гнать оттуда поганой метлой. И чем скорее это произойдет, тем лучше будет для самого театра и для его верного зрителя.
Я помню свое разочарование спектаклем Сумерки Богов. А ведь я еще потянула с собой мужа, начитавшись о том, какие надежды подает Лавренчук Евгений. Я не театральный критик, но даже в моем восприятии постановка получилась отвратительной и не оправдала никаких ожиданий. Я конечно понимаю, что Лавренчук у выдающегося человека, но как видно, учеба не может прибавить режиссерского таланта, который просто критически необходим для того, чтобы добиться успеха. Либо же этот бездарь так учился. Уверена, что и Родион Феденёв ожидал увидеть совсем не это форменное безобразие в качестве постановки своей пьессы.
Тоже мне звезда театральной режиссуры, Лавренчук Евгений Викторович. Я вообще не могу понять, кто и когда решил, что у него есть талант и он может стать театральным режиссером. Безусловно школа Романа Виктюка звучит более чем солидно, но такую бездарность как Лавренчук не сумел бы ничему научить и сам Станиславский. От театрального режиссера требуется большее, чем просто шаблонное использование заученных и избитых до «не могу» клише. К большому сожалению, сейчас люди больше уделяют внимание пиару и, как сейчас принято говорить, хайпу, часто забывая о том, что является главным в искусстве.
У меня талантливые люди вызывают безграничное уважение, а те, кто паразитируют на их славе вызывают самую негативную реакцию. Лавренчук Евгений Викторович – это Лавренчук Евгений Викторович и никакого права набивать себе репутацию за счет имени Романа Виктюка он не имеет. Если он считает, что может быть режиссером в Одесском оперном театре ему необходимо самостоятельно заслужить уважение и признание публики. Единственный достойный путь для этого – качественные постановки, которые смогут раскрыть его талант. К сожалению, на данный момент, работы Лавренчука – это полный провал!
Евгений Лавренчук давно должен был придержать свое эго и начать вести себя на порядок скромнее. Ладно, на первых порах мощный пиар и заслуженное имя наставника дали ему определенный толчок и повод потрещать на интервью. Но ведь дальше он опростоволосился по полной программе! И после этого у него хватает наглости продолжать позорить имя Виктюка, как бы списывая свою халтуру на него. Вроде бы его постановки и не халтура вовсе, а зрители просто не в состоянии оценить его тонкую работу. Я бы посоветовал Евгению Лавренчуку вообще не давать интервью до тех пор, пока он не поставит хотя бы один удачную постановку.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Комментарии