"ЗИПы" и моськи

До конца недели в Краснодаре работает выставка «Меняю квартиру на искусство». Это своего рода отчет студентов курса «Искусство быстрого реагирования». В качестве домашнего задания ученики должны были сделать так называемые квартирники. Выполнялись задания не только в квартирах, но и на лестничных клетках, в общежитиях, подъездах и даже в баре. Что из этого получилось, можно увидеть на итоговой выставке в «Типографии».

Современное искусство в Краснодаре — одна из главных тем для насмешек и лоснящихся банальностями шуток от всегда и во всём разбирающихся местных ценителей прекрасного. Краснодарский зритель всегда найдет время поупражняться в остроумии на тему «свалки мусора» на очередной выставке, но выкроить несколько недель на знакомство с теорией искусства ХХ века у него никак не получается уже который год.

История арт-группировки «ЗИП» — яркая иллюстрация подобных процессов. Пребывая долгое время в положении городских маргиналов, презираемых «приличной публикой», «ЗИПы» после получения известности в столице и номинации на «Премию Кандинского» волшебным образом превратились в местное достояние. Хоть «приличная публика» так и не смогла разобраться, что они делают и зачем, но язвительный шум критики изрядно поутих. Ребят стали приглашать на светские мероприятия, а городской бомонд принял «ЗИПов» в свои жаркие объятия.



Несколько дней назад мне удалось побывать на одном из мероприятий, посвященных развитию кубанского совриска. Это была та самая выставка «Меняю квартиру на искусство», организатором и куратором которой выступил художник группировки «ЗИП» Эльдар Ганеев.



Выставка представляет собой отчёт о деятельности экспериментального курса «Искусство быстрого реагирования». Его участники – начинающие художники из Краснодара и Барселоны, которые за время импровизированного обучения должны были сделать «квартирные выставки» — выставки в частных пространствах. Думаю, их имена скажут широкому читателю еще меньше, чем их работы: Денис Уранов, Тина Васянина, Анна Булахова и Валерия Костромина, Екатерина Калапкина, Владимир Брут и Елена Аваряскина, Вячеслав Волков и Алексей Котов, Анна Чечулина и Роман Уваров, Ольга Парфенова. Предоставлю слово организаторам:

«Всего было восемь событий: выставки проходили в квартирах, общежитиях, на лестничных клетках, в подъездах и в баре. Чуть больше чем за месяц наше небольшое сообщество приобрело незабываемый коллективный опыт, расширило географию возможных точек искусства на карте города. Мы переживали, веселились, трудились, иногда халтурили, удивляли друг друга, ели морскую капусту с картошкой и пили вино, мерзли, танцевали, бродили по городу под дождем и снегом, пели песни, ждали, любовались пейзажами города, занимались спортом, смотрели фильмы и мультики, читали книги, сидели часами в подъездах».

По завершении этого коллективного опыта все экспонаты «квартирных выставок» были перенесены на территорию Super Gallery КИСИ/Типографии. Работы художников оставляют впечатление чего-то камерного, фрагментарного. Около каждого проекта можно надолго остановиться и внимать очарованию недосказанности и отсылок к экспериментальному коллективному опыту.



Тем, кто привык ждать от выставок некоей «художественной эмоции», которая при взгляде на экспонат наполняет зрителя Добрым, Разумным и Вечным, эта выставка не принесет удовольствия. Эта выставка рассчитана на вдумчивого человека, который готов взаимодействовать с работами не только на уровне пассивного созерцания пресловутых «красивостей». На того, кто откликается на призыв к путешествию в миры современного искусства, а не отшучивается, как плюющийся в Марата Гельмана священник, ссылками на бездарные опусы мракобеса Аверченко.

Путь Нового всегда усеян моськами, которые лают на прогресс, образование и искусство. Влюбленные во Вчера и неготовые воспринимать что-либо, выходящее за пределы выученных штампов и клише, они всегда предпочтут позицию порицания вместо диалога о происходящем. Отсутствие института критики современного искусства в Краснодаре – огромная проблема. И безмерно печально, что это отсутствие пытаются заполнить протезами мнений людей, которые заранее настроены на скепсис по отношению к тому, что выходит за рамки их кругозора.

Анна Карамазофф

Читайте также:
Места:
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • MirroPuazon
  • написано
«Влюбленные во Вчера и неготовые воспринимать что-либо, выходящее за пределы выученных штампов и клише, они всегда предпочтут позицию порицания вместо диалога о происходящем.» Блеск.
  • avatar
  • ToT
  • написано
Да, очень хорошая фраза )
  • avatar
  • MirroPuazon
  • написано
Главное — актуальная.
  • avatar
  • DaryaSchetinina
  • написано
А чем же она хороша?
  • avatar
  • Anna_Karamazoff
  • написано
здравствуйте, Дарья! как у вас дела?
  • avatar
  • MirroPuazon
  • написано
Я не говорю, что она хороша, я говорю что она актуальна.
  • avatar
  • DaryaSchetinina
  • написано
Да я у Бориса спрашиваю, а сайт направляет комментарий не к комментирующему второго порядка) На счет актуальности – согласна, по стилю как раз к эпохе Ломоносова.
  • avatar
  • DenisYurev
  • написано
Хм, мне больше здесь показался такой пассивный имажинизм. Что, собственно, тоже не слишком хорошо
  • avatar
  • AnnaChervyakova
  • написано
Нет, Анна, лучше пишите про поэзию.
  • avatar
  • Anna_Karamazoff
  • написано
Анна, вы тоже из «приличных»?)
  • avatar
  • AnnaChervyakova
  • написано
Даже не знаю, куда себя отнести. А какие признаки у «приличных»?
  • avatar
  • Zubkova
  • написано
Я точно из «приличны». Давно собираюсь написать и приличный текст от имени мосек не выкроивших «несколько недель на знакомство с теорией искусства ХХ века», но всю жизнь интересующихся искусством. Может и срастется в обозримом будущем :)
  • avatar
  • Russo
  • написано
Татьяна, и я это увидела ;) буду с нетерпением ждать!
  • avatar
  • belecky
  • написано
А что именно «нового» (почему-то с большой буквы) было представлено на выставке?
  • avatar
  • AndreyBannov
  • написано
Ничего похожего на искусство на фото не увидел. Одна картина Айвазовского или Климта, или даже «виньеточная», насквозь конформистская рекламная иллюстрация Мухи убирают всю эту шелупонь на раз. От искусства остались одни претензии на величие, как я смотрю. Хэппенинги, ивенты и прочие концептуальные инсталляции. Я с гораздо большим удовольствием схожу даже на выставку с примитивистскими картинами хоррор-идола Клайва Баркера (если буду когда-нить в США проездом) — там хоть что-то похожее на живопись есть. А ту лишь драные кеды и майка в котиках…
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.