Автоспорт никого не интересует

Фото Всеволода Альшанского. Кублог

«Мир мощных моторов, бешеных скоростей и море адреналина», — так описывает себя Краснодарская краевая федерация автоспорта (ККФА). Недавно Кублог публиковал интервью с заместителем руководителя федерации Фёдором Хлопиным, теперь пришло время рассказать о дисциплинах и том, чем они друг от друга отличаются.

Задача ККФА – контроль над проведением всех автомобильных мероприятий в целом, но мы поговорим о спортивных. В крае это кольцевые кузовные и формульные чемпионаты, картинг, трофи-рейды, многоборье, спринты, ралли, горные гонки, дрифт и драг-рейсинг. Наиболее популярны у автолюбителей спринты, так как в этом виде спорта относительно невысокие бюджет подготовки автомобиля и риски.

Цель федерации – сделать скорость на дороге безопасной и легальной. Это можно показательно объяснить на примере тех же ночных гонок: было бы замечательно, если бы эти ребята перешли с улиц на специализированные треки, обезопасив себя и других, а при удачном стечении обстоятельств еще и получив разряд. В ККФА убеждены, что формирование культуры скоростного вождения позволит приблизиться к решению сразу двух общеизвестных российских проблем, сформулированных Николаем Гоголем.

Существует очень большая проблема – отсутствие внимания к теме автоспорта. Никто не поедет на выходные в Усть-Лабинск на СТК «Пилот» смотреть этап Чемпионата края «Тайм-атака» даже за 200 рублей. Зрители подобных мероприятий сегодня – это механики, члены семей, близкие друзья. У автогонщиков, к сожалению, нет своего Галицкого, который помог бы раскачать тему. В Европе же существует культура боления, традиции, очень высокая информационная активность. У нас этого нет. Зато есть «фермеры», которые готовы выйти с ружьем, если в окрестностях их владений будет проводиться какое-либо мероприятие.

Фото Михаила Чернова. Кублог

Например, в Тхамахе уже больше года активно по лесным дорогам неустановленными лицами разбрасываются так называемые «ежи». Металлические конструкции приводят покрышки (обычно сразу две или даже четыре) в полную негодность, цена встречи с такими «ежиками» — 50-200 тысяч рублей. А вот, например, во Франции такой же фермер бесплатно покосит траву в зрительских зонах, предложит всяческую посильную помощь организаторам. Он будет гордиться тем, что на его земле проводили спортивное мероприятие. При этом неудобства и сопутствующие потери и там и тут одинаковые. Наша средняя посещаемость гонок в триста человек в том числе и отсюда.

За границей зрители на трибунах говорят: «О, смотри, этот парень, что на подиуме — он вырос в моей деревне!». А у нас местного гонщика едва ли узнают в лицо даже после того, как его объявят организаторы.

Недавно в Ингушетии проходили гонки, на которых все было сделано на таком уровне, что трибуны набились битком. Это показатель влияния управленца на развитие гонок. ККФА сотрудничает с республиками Северо-Кавказского федерального округа по разным дисциплинам автоспорта. Каждый совместный проект наполнен искренней самоотдачей местных, трогающей до глубины души. Каждое мероприятие поддерживается на всех уровнях — от республиканских властей до местных жителей — все стремятся внести посильный вклад. Но это скорее исключение из правила. Обычно в России даже такие проекты как «Танцы на льду» пользуются в разы большей популярностью, чем автоспорт.

Фото Михаила Чернова. Кублог

С приходом «Формулы 1» и вмешательством Ткачева автоспорт получил огласку. Теперь каждый житель страны знает, что и на Кубани есть автогонки. Правда, на слуху только сочинский автодром. Все знают, что сочинская трасса признана лучшим этапом «Формулы 1» в 2014 году, но в то же время мало кому известно, что в октябре в Тамани проводился Финал Кубка России по ралли.

Между тем, в Сочи еще есть клуб, где воспитывают пилотесс по скоростному маневрированию. Они приезжают на соревнования и на равных борются с мужичинами, вызывая аплодисменты и большое уважение. Если девушка пришла в спорт и ее сразу не выплюнуло оттуда — она добьется результата. Из-за невысокой наполняемости у нас нет деления на мужские и женские лиги, но крутые автогонщицы в крае есть. К сожалению, в самом Краснодаре с этим пока проблемы.

Cоставляющие успеха в автомобильном спорте — это деньги, мужество и навыки. Талант важен, но, увы, далеко не всегда он может перекрыть остальные слагаемые успеха. Такова проза всех технических видов спорта.

Дисциплины, представленные в крае, делятся на два типа: гонки на оборудованных трассах и на дорогах общего пользования. Расскажем о каждой подробнее.

Дрифт – эффектное и очень зрелищное прохождение поворотов в управляемом заносе с дымом и шумом (как правило, мотор работает на отсечке). Кроме индивидуальных, бывают еще и групповые заезды (чаще всего парные). Дисциплина сродни фигурному катанию, где оценки выставляются судьями и очень часто определение победителя — спорно. В Краснодарском крае всего два подходящих трека: «Белая стрела» в Краснодаре и СТК «Пилот» в Усть-Лабинске. Усть-Лабинск для дрифта подходит больше — там гораздо больше схем трасс, удобная зрительская зона и отсутствие закулисных проблем с судейством в сравнении с «Белой стрелой». В Краснодаре существует две крупные команды, занимающиеся этой дисциплиной: «Pro Group» и «Drift Legion», кроме них есть отдельные спортсмены в Сочи, Новороссийске и Горячем ключе.

Драг-рейсинг – гонка на максимальное ускорение на определенной дистанции (миля, ¼, ½ и 1/8 мили) в формате один на один. Именно она особенно популярна у ночных хулиганов. В Краснодаре всего один трек, отвечающий всем необходимым требованиям — турбодром «Белая стрела».

Кольцевые гонки бывают как кузовные, так и формульные. Основное деление там происходит в зависимости от технических составляющих моделей: открытые или закрытые и так далее.

Кольцевая дисциплина автокросс – это когда несколько автомобилей соревнуются на грунтовой дороге. Ее привлекательность в том, что она весьма бюджетна.

Тайм-атака – соревнование на лучшее время одного круга, ориентированное больше на любителей, благодаря техническим требованиям и относительной дешевизне.

Классическим примером не кольцевых гонок по дорогам общего пользования служит ралли. В дистанцию включены скоростные участки, где нет ограничений по скорости, плюс, так называемые дистанции связи, где, строго следуя правилам дорожного движения, требуется преодолеть отрезок в максимально сжатые сроки.

Горные гонки, по сути являются вариацией ралли. Это не очень длинные раллийные соревнования, где профиль трассы идет с постоянным набором высоты. Движение в гору накладывает свои специфические требования как на подготовку машины, так и на методику управления. В целом, если это позволяет машина, можно ехать гораздо более агрессивно, чем просто по прямой. Горные гонки очень зрелищны.

Ралли. Фото 4х4 Краснодар

Ралли-спринты чем-то схожи с горными гонками – нужно как можно быстрее преодолеть определенный участок. В случае с горными гонками это постоянное движение вверх.

Трофи-рейды — очень похожи на ралли, только проводятся по «бездорожью общего пользования». Здесь чем хуже дорога, тем лучше гонка. Существуют различные форматы трофи-рейдов (в том числе и кольцо), но в целом это можно охарактеризовать как движение на время, либо по строго установленному маршруту с прохождением контрольных пунктов (КП), либо сбор наибольшего числа КП в свободном режиме. В отличие от кольца и асфальтовых дисциплин, у трофистов существует задача минимум — доехать до финиша. Бывает так, что из-за поломки им приходится жить в лесу по нескольку дней, а за техникой потом устраивают целые спасательные экспедиции. Очень мужественный спорт. Зачастую, технические недостатки здесь нивелируются силой духа и мастерством экипажа. Трофисты любят упоминать, что едет, собственно, не машина, а экипаж. В их случае это особенно наглядно.

Картинг – кольцевая дисциплина, наиболее доступная, но строго разделяющая участников по различным критериям. Картинг — это школа автоспорта. Большинство современных успешных пилотов начинали детьми именно с картинга, где им не только давали базу кольца, но и в целом прививали любовь и уважение к технике.

Автомобильное многоборье – дисциплина, максимально приближенная к вождению по дорогам общего пользования. Может пригодиться, например, ваше умение парковать автомобиль или фигурное вождение.

Подготовили Дмитрий Кочергин и тигр Игорь.

Читайте по теме:

Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • AnnaKatasonova
  • написано
А в федерации не рассказали, почему же так мало зрителей на соревнованиях?) где, например потенциальный зритель и болельщик может найти информацию о том или ином событии?! На сайте ккфа висит устаревший календарь и если этапы отменяет то зрителям просто не откуда об этом узнать. Складывается впечатление что федерация просто не ставит перед собой цель делать автоспорт популярным, привлекая туда зрителей и спонсоров.
  • avatar
  • TigrIgor
  • написано
AnnaKatasonova , я легко могу накатать от 10-ти тысяч знаков и про потенциальных зрителей, которые частенько по мото терминологии — сливы, и про календарь, который в принципе никому кроме федерации не нужен, и почему собственно происходят отмены этапов, которые так негативно сказываются на спортивной ситуации в целом, и о том, что ни один ещё советчик-эксперт со стороны не привлёк ни одного спонсора-зрителя.

Только зачем? Вы ведь не почитать зашли, а пописать?!

Скажите, вот вы, лично вы, что вы сделали для кубанского автоспорта (ну кроме того, что оторвали тот чёртов шланг)? Отож. А федерация вам (и возможно что более в первую очередь чем другим) должна отчитаться на страницах нашей газеты что нет у неё специалистов по продвижению. Что специалисты по продвижению интересуются деньгами, а за идею идут только специалисты по автоспорту, и то далеко не все.

Ситуация вполне банальная: никто не даёт потому что прыщи, а прыщи потому что никто не даёт — замкнутый круг. А Ингушетия приведена в пример тем, кто не в теме, и может и правда подумать, что всё дело в федерации.

В заголовке всё сказано прямо, кратко и точно.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.