Эти дети - проблема

Фото Дениса Яковлева. КублогМаленький мальчик расшумелся во время игры (дети вообще очень шумный народ) и получил нагоняй от своего отца: «Сейчас же успокойся, ты достал уже своим криком, марш в свою комнату, и чтобы я тебя не слышал!». Малыш разгневан, он злится на своего отца. Но если ребенок уже уяснил, что свой гнев показывать нельзя, поскольку это лишь осложнит положение, то он начнет подавлять свои чувства, прятать их как можно глубже, чтобы никто не знал об их существовании.

Если это повторяется раз за разом, то вскоре на приеме у педиатра появится мама с мальчиком, которого мучают головные боли или боли в желудке, который мочится по ночам в постель; а еще он очень пуглив, постоянно молчит и избегает общения со сверстниками. Другой ребенок выбирает иной способ избавиться от накопившейся «злой» энергии – он дерется, толкается, кусается, не сидит на одном месте и, скорее всего, плохо учится. Эти дети – проблема. Но редкий родитель на приеме у педиатра или психолога признается, что просто не знает, как вырастить здорового и счастливого ребенка. Редкий родитель готов менять что-то в себе. Большинство ищет причину в детях.

А что же происходит на самом деле? Ребенку для нормального функционирования психики необходимо чувствовать себя самостоятельным существом. Но для того, чтобы это стало возможным, ребенок должен сформировать самоощущение, свое собственное Я, на которое он будет опираться. Как же формируется это самоощущение, откуда ребенок узнает о себе?

Фото Игоря Глазко. КублогМладенец очень тесно связан со своей мамой, а в первые месяцы жизни он практически одно целое с ней. Через голос, прикосновения и взгляд мамы ребенок приобретает ощущение себя. Психоаналитики говорят: видит себя в зеркале ее лица. Если мать устала, раздражена или больна, то жизненно необходимый для младенца эмоциональный контакт нарушается, а то и вовсе прерывается, и все силы ребенок тратит не на развитие, а на то, чтобы сохранить свое хрупкое существование. Если внимательно присмотреться, то легко можно обнаружить, что часто болеющие дети живут в семьях, где с отношениями что-то не в порядке.

Вариантов семейных неурядиц может быть великое множество, но итог у них один – мама несчастна и беспокойна, она не чувствует свой мир надежным, а себя защищенной. Как результат – постоянно болеющий малыш.

Фото Татьяны Шахуновой. Кублог
По мере роста психическое функционирование ребенка усложняется. Он учится говорить, исследует пространство и задает сотни вопросов. Ему интересно все, и он изо всех сил хочет понять эту жизнь и свое место в ней. Усложняются и его эмоции — зачастую они внезапны и противоречивы, и справиться с ними ребенку не всегда под силу. Тут очень важно участие взрослого, потому что только он может объяснить, рассказать и помочь пережить: взрослый учит ребенка вербализации, то есть умению говорить о себе и своих переживаниях. А все услышанное о себе ребенок делает частью своей личности.

Но проблема в том, что он верит всему, что ему говорят, потому что не имеет достаточно опыта и способностей для того, чтобы объективно оценить самого себя. Послушайте, узнаете ли вы эти высказывания: «ты неряха, голову не потерял?», «ты не мальчик, а какая-то плакса», «ты ничего не можешь сделать хорошо, у тебя руки не из того места растут», «перестань орать, у тебя голос, как у вороны!», «горе ты мое, от тебя одни только неприятности». Все послания, позитивные и негативные, ребенок проносит через всю свою жизнь. Фактически мы живем на основе системы убеждений, сформированной до четырех лет.

Фото Бориса Мальцева. Кублог
Теперь становится понятной фраза «все мы родом из детства». Да, именно в детстве, в кругу семьи закладываются основы нашего физического здоровья. Общаясь со своими близкими, мы приобретаем умение устанавливать полноценный контакт с миром, а значит, быть счастливыми.

Элла Косарева

Читайте также:
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.