Под колесами фортуны

Фото Василия Смирного. Кублог
О непростых буднях велосипедистов в России сказано немало. На дорогах к ним относятся не просто «не очень хорошо», — их в упор не замечают, не принимают всерьез, забывая, что велосипедисты — полноправные участники дорожного движения. Нередко этот конфликт принимает скорбную форму в виде человеческих жертв и увечий. В отличие от велосипедистов, для водителей четырехколесного транспорта подобные неприятные «встречи», как правило, мало что значат: кто-то отделывается легким испугом, а кто-то и вовсе не замечает произошедшего.

На днях один из топовых блогеров ЖЖ Илья Варламов опубликовал пост, где привел впечатления корейской велосипедистки, которая уже объездила весь мир, но именно в России попала под колеса газелиста:

«Мне все говорили: «Почему ты ездишь на велосипеде зимой? Никто не ожидает увидеть велосипедиста на трассе». Звучало это так, будто я заслужила попасть в эту аварию, что это была моя вина. Но я не выезжала на встречную полосу или середину дороги и не смотрела в телефон. Я просто ехала как обычно, а потом сзади в мой велосипед въехала машина. Однако русские говорили так, будто это была моя вина. Это было так мерзко и неприятно. Меня чуть не убил неосторожный водитель, но все русские как будто его поддержали. После этого я стала понимать людей, которые заканчивают жизнь самоубийством из-за того, что с ними плохо обращаются», — делится своими впечатлениями Юджин Джонг.
Фото Евгения Смирнова. Кублог
Тем не менее, кореянка осталась жива, тогда как прошлым летом другой известный велосипедист из США, который называл себя «посланником мира», погиб под колесами «Газели» в Ивановской области.

На запись Варламова отреагировал краснодарский врач Дмитрий Козин, который написал на своей стене в «Фейсбуке»:

«Весна/лето — 3 месяца подряд я ездил на работу и оттуда на велосипеде. У меня был шлем, яркие накладки на руки/ноги, яркие фонарики и прочие штуки. Выезжая за час, я успевал принять душ и приступать к работе полным сил. Комфортно, быстро, полезно. Удобно. Почему я перестал? Вовсе не потому что суровые кубанские коллеги от души веселились над моим внешним видом (ха, зырь, чувак в лосинах; ну ты как школьник вырядился, тыж врач). А перестал я потому, что это реально страшно. На освещенных просторных улицах, двигаясь только по обочине, поворачивая только направо — мне реально было жутко. Несколько раз было, что весельчаки, завидев меня в зеркале, открывали-закрывали дверь — ну шутки для, посмотреть, как я упаду. Моргали дальним светом в спину. Короче, я просто испугался. И перестал ездить. Ну да ладно, о чем я? А о том, что если бы „ЖЖ“ этой девочки был бы доступен и сейчас я сказал бы ей: дело не в Мурманске, не в снеге, не в газели. На теплых южных улицах риск такой же. А, может, и выше», — пишет Дмитрий Козин.
В процессе общения с другими велосипедистами Краснодара мы выяснили, что хорошими отношениями с автомобилистами они похвастать не могут. Но те, кто давно катает, даже несмотря на аварии, в которых им довелось побывать, уже научились относиться к этому философски. Приведем несколько историй:

Фото Евгения Смирнова. Кублог
Константин Трудик, организатор движения «Вело Краснодар», блогер:

«Стаж вождения автомобиля у меня 6 лет, регулярного вождения велосипеда – три года. Успел побывать в разных ДТП и на машине, и пешком, и на велосипеде. На велосипеде самый неприятный случай был, когда меня сбил сзади пьяный водитель „Приоры“. Хорошо, что сзади ехала машина с регистратором, по горячим следам урода быстро поймали и наказали. К сожалению, пьяные водители – это такая беда, от которой нельзя защититься даже за рулем „Камаза“, но велосипед меня спас. Туго накачанное заднее колесо приняло на себя удар и меня безопасно отбросило в мягкую клумбу. Травм совершенно никаких не случилось, тут мне, конечно, повезло.

Это не велосипедистам живется нелегко, а нашей транспортной системе в целом, не говоря уж о культуре. Велосипедисты в этих рамках испытывают ровно такие же трудности, как и автомобилисты, пешеходы и другие участники движения. Это низкая культура на дороге, «понятия» вместо правил, коррупция и бездействие ГАИ, недостаточная организация движения и плохие дороги. У велосипедистов нет каких-то своих особых проблем, которых бы не было у других, зато есть уникальные преимущества. А у опытного велосипедиста в принципе не возникает разногласий ни с кем – ни с водителями, ни с пешеходами, ни с собаками. Мы знаем кто как себя ведет и как с этим быть. К сожалению, знание это приходит не сразу, даже при обилии методического материала. Но с дорогой всегда так, ровно такой же путь я прошел и за рулем автомобиля.

Если говорить о запоминающихся случаях взаимодействия с автомобилистами, то тут надо сразу различать именно неадекватное отношение и типичные ошибки автомобилистов. К первым относятся, в первую очередь, стаи диких обезьян внутри тонированных повозок со всеми вытекающими последствиями – хаотическим перемещением по дороге, игнорированием поворотников и ПДД, а для полного боекомплекта — дикие вопли из окна. Но тут ничего не поделаешь, это наши местные особенности. С остальными случаями можно бороться и их действительно становится меньше. Самый запоминающийся случай – это конфликт с автомобилистом, искренне считавшим, что велосипед может передвигаться только по тротуару, и решившим любой ценой меня на этот истинный путь наставить. Правила он явно не открывал никогда в жизни – типичный автопланктон.

90% времени я еду по дороге. Это быстрее и удобней, зачастую сильно ровнее тротуара. Нет стыков, бордюров, не надо притормаживать на каждом перекрестке. На тротуаре ты всегда второстепенный по определению. По тротуару двигаюсь в случаях, когда по дороге сложно ехать – в кромешных пробках, в дождь с большими лужами, снег, гололед. Одна из причин, почему я не люблю ездить по тротуарам – это непуганые пешеходы. На дороге даже самая дикая заниженная „Приора“ придерживается каких-никаких правил. На тротуаре пешеходы существуют в вакууме. Они не смотрят по сторонам, могут неожиданно встать как вкопанные, шарахнуться в любую сторону, вскинуть руку и т.д. Любого пешехода надо объезжать по широкой дуге, особенно в крайнем возрасте – совсем молодых и совсем старых, они одинаково непредсказуемы».
Фото Василия Смирного. Кублог
Дмитрий Гурбич, организатор «Вело Краснодар», стаж вождения велосипеда более 25 лет:

«Автомобилисты в большинстве своем приветствуют колонну велосипедистов на каждой „Велоночи“, которую устраивает „Вело Краснодар“. Бывает, конечно, когда водители торопятся, сигналят. Но это единичные случаи. Не всегда корректно ведут себя водители общественного транспорта (троллейбусов, маршруток), которые подрезают, прижимают велосипедистов к обочине.

Когда у меня есть выбор, всегда двигаюсь по дороге, так намного быстрее. К тому же, дороги чище, чем тротуары. По тротуарам двигаюсь аккуратно, ведь они для пешеходов. У моих знакомых бывали случаи, когда автомобиль не уступал дорогу велосипедисту. И сотрудники ДПС вину водителя подтверждали. Однако санкций к водителям не было».
Александр Тимошенко, велосипедист, стаж вождения двухколесного средства передвижения — около семи лет:

«Мои знакомые в ДТП не были (слава Богу), меня сбивала один раз машина, но водитель скрылся с места ДТП, сам не пострадал, велосипед — по мелочи. Но это было давно и неправда. Езжу регулярно. В походы выходного дня не часто, а по городу на работу практически постоянно.

Фото Евгения Смирнова. Кублог
У меня создается впечатление, что некоторая часть водителей у нас — инвалиды, у них вместо левой руки культя, и поэтому они не пользуются поворотниками. Когда едешь по обочине, могут запросто перед тобой повернуть направо, не оповещая о совершении маневра.

Я предпочитаю ездить там, где мне безопасней, или где быстрее могу проехать. Если узкая дорога с плотным потоком авто, или грязь с краю дороги, я поеду по тротуару. Если дорога вполне широкая и не загружена, то по ней. На тротуарах проблем с пешеходами еще не возникало. Уже научился предугадывать их маневры. С собаками тоже проблем не было, я их не боюсь».
Анна Трудик, велосипедист, стаж вождения — один год:

«Отдельных столкновений с водителями авто пока не было, но в целом могу выразить однозначно негативное отношение к велосипедистам. Но это, скорее, оттого, что водители их боятся, т.к. зачастую велосипедисты действительно непредсказуемы. Если соблюдать правила и ездить в шлеме, то водители начинают видеть в тебе „своего“ и ведут себя нормально. Исключения, конечно, бывают, но это уже особенности национального вождения, — велосипед тут ни при чем.

Я езжу почти всегда по дороге. На тротуар выезжаю изредка, на маленьком складном велосипеде, да и то стараюсь передвигаться большей частью дворами, где потише. И опять же, водители гораздо более предсказуемы — на обочине я чувствую себя гораздо безопаснее, чем на переполненном „зеваками“ тротуаре. С пешеходами разногласий особых тоже не было, но напряжение чувствуется. Очень многие учат ПДД по слухам и считают, что по тротуарам нам ездить вообще нельзя. Точно так же и с водителями авто, которые пытаются „выгнать“ с дороги. Но иногда можно понять и тех, и других, поскольку в городе полно слабомыслящих двухколесных „гонщиков“, которые подрезают, выпрыгивают перед носом и вообще носятся как попало. Насчет собак — лучше игнорировать, они редко способны догнать».
Подготовила Анастасия Володченкова

Читайте также:
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • flokush
  • написано
Хороший материал, спасибо. Со всем согласен. Единственное, не раскрыта проблема взаимоотношений велосипедистов и пешеходов. Стоит по тексту заменить понятия автомобиль -> велосипед, велосипед -> пешеход и смысл репортажа практически не изменится. Практически те же проблемы.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.