Максим Хижняков про царей и преодоление "кубанской школы"

Коллаж Макса Воропаева. Кублог

Арт-критик Кублога Максим Хижняков побывал на краснодарской «Ночи музеев» и написал, что думает о выставках, которые там увидел.


Мероприятия «Ночи музеев» в этом году проходили как на официальных площадках — в музеях и Выставочном зале, так и в менее формальном пространстве, например, на выставочных площадках при «Типографии».

Причем, по мере продвижения от Театральной площади, рядом с которой находится «Типография», к музею имени Коваленко выставки делались, на мой взгляд, менее интересными. А зрителей становилось все больше. В итоге наибольшее скопление посетителей обнаружилось у входа в упомянутый очаг культуры.

Музей имени Коваленко. Ночь музеев. Фото Василия Смирного. Кублог

Ажиотаж был вызван выставкой, посвященной 400-летию дома Романовых, открытой, если не ошибаюсь, еще 30 апреля. Очередь желающих «посмотреть на царя» протянулась на пару сотен метров.

В то же время в «Типографии» состоялось открытие проекта Степана и Василия Субботиных «Подглядел, ударил, подтянулся».

Фото Всеволода Альшанского. Кублог

Прежде всего стоит обратить внимание на правильно выстроенную экспозицию с логичными переходами между ее частями — явление для Краснодара достаточно редкое.

Зритель попадал в приватную атмосферу, раскрывающую бытовую сторону творческого существования художников. Спортивные снаряды, вынесенные за рамки интимного пространства, создавали своеобразный «коммунальный уют», кулер с чайным грибом в бутыли с водой гостеприимно встречал жаждущих приобщиться к искусству. Но приближение к одной из инсталляций обнаруживало угрожающего вида ловушку, утыканную острыми кольями.

Часть объектов представляла собой реди-мэйд, некоторые предполагали определенный интерактив, нашлось место и видеопроекции; все было исполнено подчеркнуто брутально, а местами и неряшливо, что, в общем-то, оправдывается творческим методом художников.

Фото Всеволода Альшанского. Кублог

Не могу удержаться от пары ложек дегтя. Выставка производит ощущение стойкого дежавю. Чем-то подобным все-таки занимались многие: это такое российское отношение к концептуализму начиная с «московских романтиков» 70-х. Учитывая возраст авторов, хотелось бы увидеть что-нибудь поновей.

Любая «лабораторная работа» не может быть перманентной, эксперимент — это «метод исследования некоторого явления в управляемых условиях», он обязан приводить к некому результату. Может быть, стоит реже устраивать такие «репортажные» выставки, подготавливая почву для более зрелых и продуманных проектов?

Выставочный зал представил сразу несколько выставок в формате «графика-живопись».
Прежде всего, несколько слов о «Протописи» Павла и Натальи Мартыненко.

Фото Татьяны Зубковой. Кублог.

Насколько я знаю, проектом этим авторы занимаются всю сознательную творческую жизнь. Периодически меняя названия, он остается неизменным по сути: создается грандиозная рукописная летопись, выстроенная по замысловатым, но четко структурированным схемам. Работы разных лет формируются в какой то бесконечный смысловой ряд, подразумевая скорее не эволюцию, но верность некой хтонической протоцивилизационной традиции. Прежде всего поражает какое-то запредельное мастерство исполнения, практически утраченное искусством современности.

Заниматься ксилографией, изготовлением бумаги вручную, переплетами и бронзовыми окладами в постиндустриальную эпоху – практически подвиг. Уровень и количество работ заставляет задуматься о мотивации выбора такого творческого пути во время, когда персональное мастерство давно не является критерием оценки произведения искусства. Наверное, это все таки искусство, как высшая форма ремесла, как библейские миниатюры в Средние века, когда сакральная сущность текста была неразрывно связана с визуальным рядом.

«Единица языка» располагалась в соседнем зале. Она была указана в пресс-релизе как выставка молодых художников.

О характере экспозиции сказать особо нечего, она не лучше и не хуже себе подобных: найден композиционный центр, расставлены акценты. Работы вполне профессиональные, достаточно репрезентативные. Живопись, графика. Эффектен триптих Лусинэ Джанян, видно что работал художник опытный и «насмотренный».

Фото Василия Смирного. Кублог

Алехина Полина – выразительно, подводит маленький размер работ. Не до конца найдена форма выражения у Сапожниковой Марины, работы напоминают учебные: такой коллаж должен быть или намного меньше, или намного больше, или примитивнее по исполнению, или напротив филиграннее.

В целом, все немного вторично, но самое главное – НЕТ ТАК НАЗЫВАЕМОЙ «КУБАНСКОЙ ШКОЛЫ»! Радует, что у молодых художников постепенно меняются ориентиры, и выставка не напоминает «атаку клонов», имитирующих формальные приемы местных мэтров, как было еще совсем недавно.

Самым слабым проектом отличился музей Коваленко, представив в новом здании совершенно заурядную экспозицию из случайно отобранных работ, несопоставимых по качеству и тематике. Ну и «цари».

Фото Василия Смирного. Кублог

Учитывая количество уникальных коллекций в фонде, все ресурсы организовать что-нибудь более достойное у музея были.

Максим Хижняков

Все публикации, посвященные «Ночи музеев»:

Комментарии

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.