О спектакле "Летающий сундук": из лоскутного сценария неисправимо торчали швы

В краснодарском Дворце искусств 12 и 13 марта показывали премьерный детский спектакль «Летающий сундук, или чудеса под водой». Облик спектакля был во многом окутан тайной, а анонсы – мягко сказать, лаконичны. На сайте творческого объединения «Премьера», к которому концертная площадка на Стасова имеет прямое отношение, о новой постановке нет ни слова.

Незадолго до премьеры Елена Петрова (театровед, руководитель литературно-драматической части ТО «Премьера" — прим. ред.) на странице в «Фейсбуке» пообещала постановку «кладезя пьес» молодого Маршака и заверила, что «это выглядит совсем не скучно, а очень даже полезно». (Мне одной кажется, что противопоставление хромает?)

Если отвлечься от стиля анонса, где Маршак оказывается «носителем высокой культуры, у которой нам есть чему поучиться», то надо признать: поэт и правда сыграл большую роль в культурной истории города, и постановка его ранних пьес в Краснодаре — серьезный жест, требующий особенного режиссерского такта.


Выросший в ортодоксальной еврейской семье (фамилия Маршак – аббревиатура выражения «Наш учитель рабби Аарон Шмуэль Кайдановер»), Самуил Яковлевич действительно был носителем высокой и древней культуры, стал основателем советской детской литературы, в которую буквально втащил многих будущих классиков, – а также обосновал в Краснодаре первый в России детский театр.

В голодные 1920-е годы «Детский городок», с его школой, мастерскими и кружками, стал прообразом будущих дворцов пионеров. Именно для этой площадки молодой Маршак (известный в те буйные годы также как Доктор Фрикен) вместе с поэтессой Елизаветой Васильевой (она же Черубина де Габриак) писал и ставил свои первые детские пьесы, благополучно забытые потомками.


Четыре из них были отобраны, чтобы вновь явиться краснодарским детям спустя почти сто лет под названием «Летающий сундук, или Чудеса под водой». Спаяла тексты воедино и поставила их молодой режиссер Жанна Пономарева.

При этом бренд Маршака, будущего автора «Двенадцати месяцев» и «Кошкиного дома», применим к этим ранним пьесам лишь отчасти. Две из них, «Летающий сундук» и «Цветы маленькой Иды», написаны по сказкам Андерсена; «Таир и Зорэ» — инсценировка легенды, написанной ректором Кубанского университета Н.А. Марксом. В письмах к друзьям Маршак указывал, что тексты написаны им в соавторстве с Е.Васильевой, а «Цветы маленькой Иды» – самой поэтессой.

Ранние пьесы (лишенные, к сожалению, в постановке «Премьеры» оригинальных интерактивных прологов), по-своему интересны, хотя и во многом вторичны. Не зря после издания сборника Маршака и Васильевой в 1922 году в Краснодаре «Театр для детей» был переиздан лишь раз, в 1928 году. Но слабость драматургического материала в то время искупалась интерактивностью, вовлечением детей в развитие сюжета, новаторством театральных форм. В постановке «Премьеры» самой интерактивной частью стала мини-викторина на знание жизни и творчества Маршака, которая предваряла спектакль.


Четыре пьесы были спаяны в нечто яркое, музыкальное, местами поучительное: грандиозные красочные декорации, выразительные пластические решения, аранжировки классики. Заливались в хрипловатом дуэте рыбки, профессионально голосила придворная дама, приятно колыхались медузы, радовали глаз толстячки-летучие мыши, словно вылезшие из мультфильма. Визуально и аудиально все выглядело вполне благополучно.

Сюжеты пьес были перелицованы; персонажи – переназваны. Принцесса превратилась в «морскую звезду Мюриэл», цветы маленькой Иды стали «морским цветком георгином» и «морской незабудкой», были введены такие персонажи, как Акулинарий и морской царь, очень напоминающий Дейви Джонса.


Запомнилась небанальная нравственная проблема, выводимая в спектакле: если я создан как отрицательный герой, могу ли я делать добро? Выращивается ли совесть, если ты с ней не рожден? Эта мысль звучит вполне современно в эпоху, когда любимыми героями мультиков становятся уже не супергерои, а комичные и душевные злодеи типа дяди Грю («Гадкий Я») или Мегамозга.

Но из лоскутного сценария неисправимо торчали швы склейки, «лишние уши», лишая его и логики, и адекватности, — причем не только в развитии сюжета, но и в физике. Почему, например, спектакль называется «Летающий сундук, или Чудеса под водой», а его герой все время использует сундук для полетов? Ведь под водой не может летать ни сундук, ни даже самолет. Как царю-кальмару и его подданным удавалось играть в футбол на дне морском? Как попадают в морское царство летучие мыши, способные в водной толще еще и избить героя?


Почему у массы второстепенных персонажей есть имена, а главному герою и его создательнице-ведьме имен так и не придумали? Почему о том, что Дух создан исключительно для злых дел и на одну ночь, мы доподлинно узнаем в самом конце спектакля?

Почему королева Роза, управляющая всем этим странным миром, и ее подданные-цветы живут на дне морском? Хотя, конечно, детям не привыкать к отсутствию логики. Они-то знают самые неожиданные ответы на вопрос, кто проживает на дне океана!

Под конец более чем часового спектакля младшеклассники мучительно зевали и пялились в телефоны. И дело тут не только в недостатке театральной культуры, но и во вторичности художественного языка постановки.


Из наивных ученических пьес Маршака и Васильевой, пионеров детского театра, которые старались расшатать все мыслимые конвенции, у «Премьеры» получился в меру яркий и в меру нелогичный, но очень, очень конвенциональный спектакль, с ожидаемыми решениями и не вполне продуманными образами. От Маршака здесь осталось весьма немного. В общем-то, только имя.

Вера Сердечная

Читайте также:
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • marklangovoi
  • написано
Вследствие просмотра логов сервера, было выявлено что Кублог не причастен к накрутке просмотром данного поста. Виной всему какой-то человек, по IP-адресу из Краснодара, который пытается нас то ли положить своими запросами, то ли выставить плохими людьми.
Скриншот логов сервера
Дело раскрыто
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • st9ler
  • написано
Отличная работа!

  • avatar
  • AnnaChervyakova
  • написано
Ура!
  • avatar
  • ToT
  • написано
Уже 2324 просмотра. Вот это фанат театра
  • avatar
  • kukla
  • написано
Если автор потратит какое-то время, он может материал и до 10 000 догнать. Берешь и обновляешь страницу. Не читают такие материалы столько людей. Особенно сейчас, когда народу на Кублоге стало еще меньше. Хи!
  • avatar
  • kukla
  • написано
Можем доказать. Возьмем самый мертвый материал и сделаем его самым читаемым.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.