"Свеча": не хватило подлинной трагедии

Фото Тимура Громова. КублогПо неизвестной нам причине Кублогу отказали в аккредитации на премьерный показ спектакля «Свеча». Тем не менее, проигнорировать постановку мы не смогли, и театральный критик Кублога отправился на премьеру по приобретенному за 400 рублей билету. К сожалению, ярких профессиональных фотографий не будет — без аккредитации фотографу работать не разрешено, и тут уже никакой билетик не поможет.

Намедни Краснодарский академический театр драмы им. Горького показал премьеру спектакля «Свеча» по мотивам двух рассказов Константина Симонова. Успешный писатель и журналист делал карьеру в духе Хемингуэя, посещая места боев, описывая увиденное. Но в памяти он остался совсем не в этом качестве. Прежде всего, перед нами поэт, лирик на фоне войны. Рассказы были бы хороши, если бы не служили так откровенно пропагандистским целям. Югославские партизаны хорошо воевали на полезной нам стороне во Второй мировой. Их благородные поступки нужно было отметить особо. Что и было сделано.

Режиссер Арсений Фогелев выбрал два симоновских сюжета как неожиданное решение военной темы. Вместо банальных мелодекламаций или чего хуже – актерского исполнения военных песен он обратился к прозе. Похвальное намерение было заявлено внятно, но выстроить мостик в сторону драматургии ему удалось не вполне. Особенно это заметно в первом рассказе, где события разворачиваются вокруг могилы неизвестного солдата Первой мировой войны. Плохие немцы не придают ей никакого значения, а русские и сербы относятся к монументу с пиететом. Ситуация сегодня воспринимается несколько надуманной и натурной. Достаточно вспомнить, что в Восточной Украине сделали обе стороны с легендарной Саур-Могилой. Здесь скромнее и актерские достижения: артист Виталий Стеблецов, исполняющий роли солдата и старика настолько «старательно» играет вторую роль, что это напоминает художественную самодеятельность. Загребание ногами, трясущаяся походка, демонстрация полной немощи выглядят чрезмерной навязчивостью. Здесь как-то забывается совет Марселя Марсо «играя старость, показывай силу, а не слабость». Глядя на все вышесказанное, думаешь, как же этот несчастный каждый день поднимается по высоким ступеням к монументу (герой работает здесь смотрителем). Кстати, молодому актеру хотелось бы посоветовать поработать над сценической речью.

Фото Всеволода Альшанского. Кублог
Второй рассказ выглядит более правдоподобно. Тут более энергично и осмысленно использована совсем неплохая сценография художника – постановщика Олеси Смахтиной. В первой части ее символические ящики, которые использовались то как гробы, то как пригорки в стоячем своем состоянии более напоминали сортиры, чем что-то еще. Но потом интересно заработали металлические конструкции, что становились то воротами, то остатками руин, то переулком. Актриса Елизавета Велиган хороша и органична была в роли девушки, что закономерно. Но интереснее было наблюдать за ее стараниями в роли старухи. Всегда приятно видеть, как молодая актриса жертвует своей красотой во имя роли. Весь свой маловостребованный в театре драмы потенциал (в чем не ее вина) она решила, наконец, применить, и ее намерение увенчалось успехом. Нам было и жалко старую женщину, и наблюдать за ней было весьма интересно. Правда, ее некрофилическая почти страсть к погибшему солдату в исполнении Александра Крюкова казалась несколько чрезмерной. Крюков как артист здесь наиболее опытный, конечно, задавал общий тон. Таким образом, какой-никакой ансамбль все-таки сложился.

Фото Всеволода Альшанского. Кублог
Было, правда, здесь и некое любование страданием. Не хватало со стороны режиссуры некой сдержанности и сухости, которая уместна, когда речь идет о подлинной трагедии. А что может быть ужаснее, когда старики хоронят молодых. Действию от этого не хватало античного размаха, на который, видимо, рассчитывал автор. Но в целом все было достаточно честно. Не наблюдалось намерения слегка облокотиться на тему войны, попаразитировать на ней, что бывает сплошь и рядом. Жаль только, что желание прикоснуться к романтической сербской теме натолкнулось на очередное предательство «братушек». Но это уже политическая история.

Полина Романова

Читайте также:

События
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • Sukhanov
  • написано
Одну вещь уточню:
Именно в исполнении актёров, и именно из кино
большинство военных песен пришли в народ.
Так что не совсем по делу этот комментарий об актёрском исполнении военных песен...
тем более, что их не было.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.