Душу можно ль рассказать?



Кублог публикует отклик студентки 2 курса журфака КубГУ Валентины Чалапко о встрече литераторов Прилепина и Бондаренко со студентами, которая прошла 7 октября на факультете. Текст приведен без изменений и редакторской правки.

«В обычной жизни нельзя встретиться с самим собой», — рассуждает герой повести Кира Булычева «Поселок». Оказывается, можно. Это ощущение встречи сестер, одинаково прекрасных, великого прошлого русской литературы и ее преемницы — современной прозы, открылось теперь во всей глубине своего смысла и мне, студентке второго курса, факультета журналистики.

7 октября, солнечное свежее утро. Праздничная торопливость, с которой я готовилась к пресс-конференции с критиком Владимиром Бондаренко и писателем Захаром Прилепиным, перед дверью в актовый зал вдруг рассеялась, улетучилась. Сменилась смятением, страхом. Что я знаю о Захаре Прилепине, о Владимире Бондаренко? «Санькя», «Патология», публикации в журнале «Наш современник», интервью телевизионные и газетные. Но записи передач в интернете, литературные герои — это одно, а в жизни-то совсем по-другому. Сжимаю крепко вопросник.

В переполненном актовом зале разговоры и смех, трудно найти место. Много третьекурсников, второкурсников, заочников… Все смешалось. Наконец-то, Захар Прилепин пересекает зал. В каждом его движение уверенность. Лицо открытое, взгляд честный, смелый. Через несколько минут знакомимся с великим критиком Владимиром Григорьевичем Бондаренко. Мне особенно запомнились его умные, внимательные глаза, полные интереса, уважения к говорящему.

После недолгих приветствий, Владимир Григорьевич рассказывает о своей новой книге «Лермонтов» (серия «Жизнь замечательных людей»).

— Даже в самых славных книгах не говорилось о роде Лермонтов (род по отцовской линии поэта), древних шотландский воинов, — объясняет критик, — Этому роду более 200 лет и он даже древнее рода Столыпиных. Знаете ли вы, что Байрон и Лермонтов родственники и достаточно близкие? Или, например, что предок Лермонтов погиб защищал нашу страну? Столько мистических страниц в биографии поэта.

Владимир Бондаренко не только стремится уловить и передать «в единственно найденном слове» глубину мироощущения М.Ю. Лермонтова, но и объяснить, откуда у поэта, даже в юные годы, сложность отношения к жизни, высокая нравственная требовательность. «Я здесь был рожден, но не здешний душой…»,- вспомнила уже после беседы с Владимиром Бондаренко таинственные строки.

Постепенно наш разговор становится доверительным, легко и просто говорить обо всем.

— Современная литература. Какова она на Ваш взгляд? Чего ей не хватает?– спрашивает третьекурсница Маша. Мне интересен ее вопрос, пусть и неловко сформулированный. Ведь я же знаю, что сказал об этом в интервью журналу «Парус» в 2011 году Владимир Бондаренко, эти слова запомнились мне на всю жизнь, цитирую дословно: «Может быть, величия замысла. Быть с веком наравне».

— Сегодня наша литература на очень высоком уровне, — отвечает критик, — Но большое видится на расстоянии. Ректор Петербургского университета, академик Пётр Александрович Плетнёв, хороший друг Пушкина, когда-то писал: «О Лермонтове я не хочу говорить потому, что и без меня говорят о нём гораздо более, нежели он того стоит. Это был после Байрона и Пушкина фокусник, который гримасами своими умел толпе напомнить своих предшественников… Придёт время, и о Лермонтове забудут…». И о Захаре Прилепине так говорят и о других современных писателях. Но я уверен новое поколение, новая проза — блестящая проза.

А потом завязалась общая серьезная беседа о губительности, антинародности той политики, которая стремится уничтожить влияние литературы на духовную жизнь страны, человека…

— Современные русские либеральные люди самозвано считают себя продолжателями русской литературы, — говорит Захар Прилепин, — Но если бы Чехов, например, ожил и увидел своих наследников, то он бы просто палкой корявой гнал их. Нас знают в мире благодаря нефти и литературе – это наше богатство. Но нефть может кончиться. Если же и литературу отнимут, то больше ничего не будет.

И продолжает:

— Хорошая книга остается на всю жизнь. Умный человек всегда красивый. Даже мимика человека читающего другая, лицевые морщины сложены по-другому. Нация, которая перестает читать, перестает осмысливать свою действительность, она стирается, исчезает. Но книги должны быть дешевле, книжных магазинов больше. Культуру надо навязывать, и это не плохо.

Владимир Бондаренко добавляет:

— У меня есть ощущение, что это осознанная политика — сделать из народа быдло, воспитать потребительское мышление. В нас убивают творческую душу. После перестройки убрали из эфира всех патриотов, а потом и либеральных писателей. Литературу перечеркивают: культурные издания закрывают, а коммерческие, выпускающие детективы, остаются. Правда, сейчас вдруг Путин поддержал литературную культуру. Ну, дай та бог если так.

В актовом зале почти все – журналисты, поэтому тревога общая – о нравственном, духовном здоровье тех, кому нужно не просто предать призыв любить свою страну, ее историю, литературу, — но главное — кого необходимо научить быть счастливыми и полезными людьми, осознающими свое земное предназначение. Мы задаем вопросы писателям, ответы на которые должны объяснить, что же мешает нашим людям стать духовно сильными, быть единым народом.

— Исчез человек труда из литературы. Нет рабочих, крестьян. Наблюдается нарциссическая линия людей, который ничего не видят, ни о чем не знают, но хотят раскрыть свой необычайный глубокий внутренний мир. Но, надеюсь, что это будет преодолено. Человек должен быть пассионарным, может быть, злым, грамотно воспринимающим вызовы времени и реагирующим на них, — подчеркивает Захар Прилепин (вопрос о современном типе литературного героя).

Беседа наша продолжается два часа. Это так мало. Но все это время мы старались понять, почему же вокруг столько ненависти, зла, почему разъединены в наше время люди. Владимир Бондаренко и Захар Прилепин подробно отвечали на наши вопросы, и я поняла: именно в литературе мы найдем путь к спасению духовной красоты, главное сохранить крепкую связь между прошлым и настоящим.

«Душу можно ль рассказать?» — в этом лермонтовском вопросе содержится отрицание сознания невозможности передать в слове всю сложность пережитого, приживаемого. Искренне верю, что это так.

Валентина Чалапко, 2 курс (3 группа)

Справка:

Редакция Кублога получила три текста студентов факультета журналистики КубГУ — таков ответ на статью Сергея Сивкина «Прилепин и Бондаренко — про героев и политику», которая вызвала горячую дискуссию — в первую очередь в среде представителей журналистского цеха Краснодара.

«Это отклики студентов 2 курса (однокурсников Бурцева-Сивкина), в которых принципиально иначе (нежели у Бурцева-Сивкина) передается атмосфера встречи», — сообщается в письме, которое сопровождало тексты студентов.

Все тексты можно прочитать здесь.

Комментарии

  • avatar
  • DaryaSchetinina
  • написано
О как пишут юные журналисты!

«7 октября, солнечное свежее утро.» Дальше можно не читать. Но перед этим есть абзац философии. ««В обычной жизни нельзя встретиться с самим собой», — рассуждает герой повести Кира Булычева «Поселок». Оказывается, можно. Это ощущение встречи сестер, одинаково прекрасных, великого прошлого русской литературы и ее преемницы — современной прозы, открылось теперь во всей глубине своего смысла и мне, студентке второго курса, факультета журналистики». Пока довольно фыркаешь, смеясь над цитатой из, допустим, Булычева (можно вставить любое другое изречение, хоть из песен А. Пугачевой, по инерции читаешь дальше и, споткнувшись о фильгранный пассаж про сестриц, падаешь с хохотом под стол. Дальше читать желание пропадает. Тем более проглядев структуру текста, впадаешь в уныние — школьное сочинение с неуместными цитатами, метафорами и неожиданными выводами.

А потом натыкаешься на очевидную фактическую ошибку:
«В актовом зале почти все – журналисты, поэтому тревога общая – о нравственном, духовном здоровье тех, кому нужно не просто предать призыв любить свою страну, ее историю.» Да, именно поэтому. Были бы нежурналисты, всем было бы на Родину срать и розами посыпать.

А потом хэдшот про душу, которую рассказать-то вроде можно, если пренебречь боязнью словоизречения равно как и отрицанием этой боязни. Самое чарующиее в этом воззвании к Михаилу Юрьевичу — абсолютное непонимание читателем сути этого воззвания.

Резюмирую, много праведного гнева, мало умения выражать мысли (не будем даже и думать о том, что мысль отсутствует — страшно), мало благостного сарказма. Вобщем, журфак решил взять количеством и измором. Ибо пока прочитаешь этот опус и опус „Без прикрас“ — уморишься от смеха, и от пустословия.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • gzhel
  • написано
удивительно. если бы в тексте еще пару раз использовали слово «духовный», то статью можно было бы принять за неплохую пародию на плохую журналистику.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • belecky
  • написано
это, конечно, катастрофично. беда в том, что так они пишут и после окончания своего журфака.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • Yolfie
  • написано
За последний абзац текст достоин занесения в анналы «Перлов из школьных сочинений»
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • AndreyKRDru
  • написано
Вычурно, пафосно, бездушно… и беспомощно. Сочинение начитанного робота, написанное по методичке. Не человеком писано.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • sleepwalker
  • написано
Видно, что автор в школе сочинения по литературе на «отлично» писала)) Кублог, мы понимаем, вам там весело, но может, не надо сие публиковать все-таки? :)
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • sleepwalker
  • написано
«Душу можно ль рассказать?» — в этом лермонтовском вопросе содержится отрицание сознания невозможности передать в слове всю сложность пережитого, приживаемого. Щито, простите? Вы же там народ просвещаете? Я народ, я нифига неипонел(
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • OlgaMedvedeva
  • написано
Простите, но это невозможно читать
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • daryatomilova
  • написано
Вот вы все обсуждаете, а у второкурсницы Валентины уже больше 200 просмотров — самые большие цифры в ее жизни, скорее всего:)
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • Geoilog
  • написано
Есть ли кубанская журналистика, нет ли?! Всё равно! Для большей части выпускников кубжурфака уже заготовлен собственный котел в аду.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • ToT
  • написано
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • EvgeniyVlasov
  • написано
Пролистал. Точки зрения не обнаружил.
Последний раз редактировалось
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.