Цензура под прессом массовой культуры

Молодая пианистка из Японии Маки Секия выступила 16 апреля в Краснодаре. Концерт Кубанского симфонического оркестра состоялся в муниципальном органном зале.

ХХ век в историю академической музыки вошел как век множества открытий, противоречий и трагедий. Пока композиторы искали новые пути развития музыкального пространства, экспериментировали, засыпали рвы и пересекали границы, окружающая реальность прошла через мировые войны и тоталитарные режимы прямиком к миру iPad’ов, коворкингов и шопинг-моллов. И в этой эпохе место академической музыке находится с огромным трудом.

Еще столетие назад премьеры классических произведений собирали полные залы любопытствующей публики, через телеграфные сводки велась трансляция трансатлантических гастролей, а в день смерти Густава Малера венская пресса сообщала об изменении его температуры. Сейчас уже не каждый вспомнит имя австрийского композитора. Что уж говорить о наших великих современниках – Пьере Булёзе, Софье Губайдуллиной, Арво Пярте и других. Радары современных СМИ уделят им должное внимание только после написания некролога.



Обратить внимание на не известные широкой публике страницы из истории академической музыки попытался дирижер Денис Ивенский в своем проекте «Партитуры ХХ века». 16 апреля состоялся заключительный концерт этого авторского цикла. В течение полугода краснодарцы могли услышать как неизвестные произведения знаменитых авторов вроде Игоря Стравинского и Рихарда Штрауса, так и познакомиться с творчеством менее популярных композиторов, — Белы Бартока, Артюра Онеггера и других. Программа заключительного концерта еще раз это продемонстрировала: в I отделении исполняли произведения Чарльза Айвза и Бенджамена Бриттена, имена которых вряд ли знакомы большинству краснодарцев; II-ое же отделение было отдано музыке Дмитрия Шостаковича.



Автор проекта Денис Ивенский в одном интервью заявлял, что этот цикл – пробный. Именно этим обусловлена относительно осторожно выбранная программа. Среди представленных в цикле произведений нет ни додекафонических экспериментов Шёнберга, ни алеаторики Штокхаузена и Булеза, ни сериальной музыки от Дармштадта до Шнитке и Денисова. При словосочетании «Партитуры ХХ века» я первым делом вспоминаю именно это. Хочется надеяться, что Денис Ивенский первым сезоном подготавливал публику к сложной музыкальной эпохе, занимался «воспитанием чувств». А в следующем сезоне нас будут ожидать еще более смелые музыкальные эксперименты.



Что касается прошедшего концерта, то он начался с произведения пионера американской авангардисткой школы Чарльза Айвза «Вопрос, оставшийся без ответа» (1906). Это пьеса для камерного ансамбля. В ней присутствует следующая драматургия: в чистую и нежную идиллию струнных пробиваются диссонансы духовых. По задумке Айвза, труба задает «Вечный вопрос существования», а флейты ищут на него «невидимые ответы». Именно так в благозвучие и гармонию искусства ХIX века постепенно вторгались диссонансы и прочие инструменты модернизма. А на горизонте уже маячила эпоха войн и потрясений, с самыми трагическими вопросами и ответами. Спустя 18 лет после «Вопроса» Айвза немецкий писатель Томас Манн устами героя романа «Волшебная гора» отметил, что на все вопросы о смысле человеческого существования эпоха отвечает глухим молчанием. Под глухим молчанием Манн подразумевал в том числе и Первую мировую войну, в которой погиб герой его произведения. А уже после Второй мировой войны философ Теодор Адорно задавался вопросом: «Возможна ли поэзия после концлагерей Освенцима?»



Но вернемся к концерту. Следующее произведение — «Четыре морские интерлюдии из оперы «Питер Граймс» британского композитора Бенджамена Бриттена, было впервые поставлено как раз после окончания Второй мировой войны, в 1945 году. Опера «Питер Граймс» рассказывает о рыбаке, который становится виновником гибели своих учеников и сходит с ума от чувства вины. Привлеченный Бриттеном для написания либретто драматург Монтэкью Слэйтер, симпатизирующий коммунизму, серьезно переосмыслил первоначальный текст поэта Джорджа Крэбба, в котором Граймс описывается как крайне отрицательный персонаж. Из дидактической истории о гнусном человеке «Питер Граймс» превратился в эмоциональное обличение пороков общества. Одними из самых ярких моментов оперы были так называемые «морские интерлюдии». Они так полюбились самому Бенджамену Бриттену, что он дал им отдельный номер в списке своих опусов. Их сверхэмоциональное исполнение под руководством Дениса Ивенского публика, на мой взгляд, приняла теплее всего.

Четвертая интерлюдия – «Шторм» — подарила слушателям настоящую контрапунктическую бурю. После которой последовал антракт.



Героем II-го отделения стал Дмитрий Шостакович. Исполнялись его «Увертюра к опере Э. Дресселя „Бедный Колумб“ (1929) и „Концерт для фортепиано с оркестром №2» (1957). В промежутке между написаниями этих двух произведений Шостакович был обвинен в «формализме», «буржуазном декадентстве», «пресмыкательстве перед Западом», лишен звания профессора Московской и Ленинградской консерваторий и изгнан из них. Слушая Шостаковича и вспоминая его судьбу, трудно было отделаться от аналогий с современной Россией, в которой все чаще художники и их творчество оказываются под прессом цензуры. Но сейчас академической музыки цензура не касается, потому что-то запрещать в этой плоскости не имеет смысла, — ведь даже на концерте 16 апреля были пустые кресла. Антиутопия Хаксли победила антиутопию Оруэлла: информационный шум массовой культуры работает лучше любой цензуры.



Для исполнения “Концерта для фортепиано с оркестром №2» вышла японская пианистка Маки Секия, хорошо знакомая краснодарцам. Кроме своей партии она порадовала слушателей сольным выступлением на бис. Публика тепло приняла японку овациями и букетами цветов.

После концерта, когда я уже стоял у гардероба, до меня доносились похожие вопросы: «Будут ли в следующем сезоне сыграны произведения Шнитке, Денисова, Губайдуллиной, а быть может и еще более радикальных композиторов прошедшего столетия?» Надеюсь, что на эти вопросы Денис Ивенский даст положительный ответ.

Денис Куренов

Читайте также:
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • belecky
  • написано
Айвз это очень хорошо. Жаль только, произведение самое хрестоматийное.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.