Размытый хип-хоп

Что вам первым приходит в голову при фразе «абстрактный хип-хоп»? Такая размытая формулировка всем известного музыкального жанра обычному человеку вряд ли о чём-то скажет. Между тем, данный поджанр хип-хопа существует уже больше четверти века, зародившись на востоке Соединённых Штатов в конце восьмидесятых. Он представляет собой смесь рэпа и альтернативной музыки. Иными словами, это тот же хип-хоп, но с более глубоким смыслом, чем, к примеру, хардкор- или гангста-рэп, где зачастую всё сводится к незамысловатыми речитативам, состоящим из пары-тройки слов.



Одна из наиболее прогрессивных в этом жанре российских групп пожаловала в минувшую среду в Краснодар. Речь о команде Anacondaz из Астрахани. Любопытно, что первый свой концерт в жизни Anacondaz отыграли именно в Краснодаре, в ныне уже несуществующем «Корсаре». Тогда начинающие MC Артём Хорёв и Сергей Карамушкин ещё не были знакомы широкой публике и, что не удивительно, выступали в полупустых залах. По легенде, на одном из московских концертов им даже не дали доиграть свой сэт: под свист группа удалилась восвояси. Правда, найти подтверждение этой информации не удалось.

Как бы то ни было, рэперам удалось сделать качественный скачок в творчестве, и сейчас Anacondaz стабильно собирает несколько сотен человек в любом городе страны. Подъём начался в 2012-ом, когда свет увидел второй альбом группы – «Дети и радуга». В этом же году музыканты спели на фестивале Kubana и отправились в большой тур по странам СНГ. Окончательно Anacondaz нашли своего слушателя, пожалуй, после выхода совместной с «Тараканами!» композиции «Самый счастливый человек на Земле».



Стоит ли удивляться, что в The Rock bar за несколько минут до начала концерта был аншлаг? Пришло бы, думаю, ещё больше, если бы концерт состоялся в Arena Hall. Музыканты опаздывали, но никого это не смутило: толпа двигалась в такт игравшей фонограмме и чувствовала себя вполне комфортно. Однако это было обманчивое впечатление. Едва рэперы вышли на сцену, под ней начало происходить какое-то безумие. Здесь и школьницы со студентками, для которых важнее поймать кокетливый взгляд кумира, чем насладиться очередной витиеватой фразой. Чуть поодаль – крепкие ребята, уже вовсю увлечённые слэмом. Тем, кому не хватило места в первых рядах, преимущественно это девочки, — упорно лезут на стулья и барную стойку и отплясывают уже там.

Музыканты ловят настроение публики тут же – серьёзные, слегка напряжённые лица сменяются улыбками и криками «Привет, Краснодар». Становится понятно: группа и зрители на одной волне. В какой-то момент Хорев и Карамушкин обращаются в зал: «Кто умеет играть на гитарах?» Два поднявших руку юноши вмиг оказываются на сцене с гитарами на шее и начинают «рубить» вместе с группой очередной трек. Пусть всё происходит не без помарок, но выглядит эффектно. Никогда не видел, чтобы зритель из зала заменял гитаристов.



«Нам пять грёбаных лет!» — кричат Anacondaz. «Пять грёбаных лет», – вторит им публика. В какой-то момент Евгений Форманенко и Илья Погребняк ложатся на сцену и невозмутимо продолжают играть на гитарах, а МС – столь же невозмутимо, сидя – петь. На композиции «Мой муж» весь зал вместе с музыкантами присел и в едином порыве взмыл ввысь. Под конец концерта на сцену кто-то кинул купальник, что вполне вытекало из царившего настроения в этот момент. Anacondaz отыграли 25 песен на одном дыхании. Был и бис, и томительные фанатские ожидания своих кумиров возле гримёрок, и импровизированная автограф-сессия в самом конце.

«Рок-бар» на один вечер изменил себе и переквалифицировался в хип-хоп-бар. Но, кажется, ни на секунду об этом не пожалел.

Евгений Резник

Материалы по теме:

События
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • tioma
  • написано
хардкор- или гангста-рэп, где зачастую всё сводится к незамысловатыми речитативам, состоящим из пары-тройки слов.
foolton , а можно пример в студию? :) По-моему, вы вообще не знакомы с темой, о которой пишете.
  • avatar
  • foolton
  • написано
Примеров — масса. Поищите в сети Российские группы подобных жанров и послушайте.
  • avatar
  • tioma
  • написано
Но вы же пишете не о российских группах, а о жанре в целом. Кроме того, я не знаю ни одного коллектива или исполнителя на русском в стиле гангста рэп, поэтому и попросил привести пример, а вы меня отправляете самого искать. Складывается впечатление, что вы просто не разбираетесь в теме и имеете клишированное представление о жанре.
Обидно за простых черных ребят, которые хаслят у себя в гетто, не приседая, изливают душу под биток, делятся своими чаяниями и переживаниями, а белые парни вроде вас заявляют, что это примитив и отстой. :(
Какие ваши любимые рэп-исполнители, Евгений?
  • avatar
  • foolton
  • написано
Я писал о представителях русского хип-хопа. Рэп я практически не слушаю. Примеры приводить я не буду — они общеизвестны. В основе приведённых жанров, по крайней мере, среди российских групп зачастую сё строится на одной-двух фразах.
Если вы в этом сомневаетесь — почитайте о гангста- и хардкор-рэпе в открытых источниках в Сети.
  • avatar
  • tioma
  • написано
Но в статье же вы совершенно ясно говорите о жанре в целом.
Я не знаю ни одного гангста-рэп коллектива/исполнителя на русском языке, серьезно. Поэтому и прошу у вас примера, хотя бы одного. Ну нет у нас такого, потому что нет, собственно, черных парней из гетто. Ну и тоже самое можно сказать про хардкор. У нас его делают агрессивные школьники и еще примерно 3,5 человека, и это вряд ли можно вообще рассматривать как сформировавшийся поджанр. Непонятно, почему вы решили вдруг его упомянуть. Если взять западных представителей всех этих дел, то там точно речь идет не о двух-трех словах и незамысловатости, если не выключать трек на первых секундах.
Рэп я практически не слушаю
— с этих слов и надо было начинать текст. :)
  • avatar
  • foolton
  • написано
tioma , ещё раз повторюсь, я говорил о российской хипи-хоп индустрии и конкретно о российских представителях этого жанра. Можно ли рассматривать музыку, как Вы выразились, «агрессивных школьников» сформировавшимся поджанром или нет — вопрос дискуссионный и субъективный.

И если я не слушаю рэп, эт на постоянной основе, это не значит, что я не понимаю, о чём пишу, если Вы на это намекнули ;)
  • avatar
  • st9ler
  • написано
Ну так-то не секрет, что читающие рэп ребята редко над сложными аранжировками парятся )
Другое дело — что такое «абстрактный хип хоп», и стоит ли относить к нему Anacondaz. Если абстрактный хип-хоп от обычного отличает только некая глубина текстов, то это явно не про Anacondaz. Из всего что послушал у них — ну это же поп-жанр, ну
  • avatar
  • tioma
  • написано
Про аранжировки — смотря с чем сравнивать. Многие школьники с каким-нибудь ФрутиЛупсом легко дадут фору в оригинальности большинству представителей отечественной рок-сцены, например. :) А вообще, сейчас ве больше и больше представителей рэп-сцены ездят в туры с живыми музыкантами, потому что так народу интереснее, чем с ноутбучком и минусовкой, поэтому рэп-концерты от рок-концертов отличает только то, что чувак с микрофоном в него не поет и публика.
По идее, абстрактный хх — любой хх на темы, не касающиеся повседневной фигни и типично ганстерской чепухи, с метафорами и более образным языком, но у Анакондаз ничего этого нет. Их скорее можно пометить как comedy rap.
  • avatar
  • st9ler
  • написано
Не знаю, у меня школьники с фрутилупсом ни с чем хорошим не ассоциируются :)
  • avatar
  • CO-Place
  • написано
Наверное именно поэтому представитель трех направлений хип-хоп культуры присутствует в списках форбс :)
Единственное что видно из статьи и комментариев человек действительно слушал, но не СЛЫШАЛ музыку этих направлений.
  • avatar
  • prozak
  • написано
SAMCRO — это кошеееерно !!!)))
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.