За "Золотой маской" в город N

Фото Татьяны Зубковой. КублогСпустя год после официальной премьеры в Краснодаре лайт-опера «Гоголь. Чичиков. Души» снова громко заявила о себе — теперь уже в качестве номинанта Национальной премии «Золотая Маска», одной из самых престижных в области театрального искусства. Кублог еще раз обратился к постановке по мотивам произведений классика в попытке осмыслить, насколько закономерным стало его участие в фестивале.

«Гоголь. Чичиков. Души» заявлен сразу в трех номинациях в категории «Оперетта-мюзикл»: «Лучший спектакль», «Лучшая мужская роль» (Владислав Емелин за роль Чичикова) и «Лучшая работа художника» (Максим Обрезков). Во вторник, 24 марта, спектакль представили на московской сцене.

Кублог публикует четыре отзыва о постановке — Варвары Вязовкиной, кандидата искусствоведения эксперта Музыкального театра «Золотой маски», Екатерины Кретовой, театрального обозревателя газеты «Московский комсомолец», в прошлом — члена экспертного совета премии «Золотая маска», театрального и музыкального критика Ирины Беловой, театрального критика Александра Геннадьева.

Фото Татьяны Зубковой. Кублог
Варвара Вязовкина:

Постановка Музыкального театра в Краснодаре – третья интерпретация сочинения Пантыкина. Успех первой, осуществленной Екатеринбургским театром музыкальной комедии и осыпанной «Золотыми масками», не только не смутил краснодарскую команду, но лишь подстегнул к новому воплощению. Отсюда оригинальное трехстворчатое название – «Гоголь. Чичиков. Души». Отсюда центрообразующая действие работа художника – Максим Обрезков (среди одиннадцати других сильнейших номинантов) выдвинут на «Золотую маску»-2015.

Впервые краснодарский театр показывает свою премьеру на столичных подмостках. Впервые его синтетический музыкальный спектакль участвует в конкурсе национальной театральной премии, войдя в отборный квартет российских мюзиклов прошедшего сезона. А опытному исполнителю главной роли Владиславу Емелину предстоит побороться с Евгением Зайцевым, молодым коллегой из санкт-петербургского мюзикла.

Фото Татьяны Зубковой. Кублог
Екатерина Кретова:

Должна сказать, что я этого спектакля ждала, потому что хорошо знаю первоисточник и материал – лайт-оперу Александра Пантыкина «Мертвые души», которую он несколько лет назад сочинил и за которую получил «Золотую маску» как композитор. Я считаю, что само это произведение — одно из самых удачных, и я бы даже сказала — употреблю такое слово, хотя редко позволяю себе — почти шедевр. Это абсолютно адекватное воплощение жанра лайт-оперы на сегодняшний день. В произведении очень профессиональная композиторская техника, она сочетается с удивительным, мелодичным, ярким, гармоничным, человеческим языком. И на сегодняшний день это довольно редкая штука, потому что академические композиторы либо впадают в псевдо-авангард, либо сочиняют что-то аморфное и не очень стилистически определенное. А вот здесь Пантыкину удалось воплотить современный музыкальный язык и при этом очень демократичный. Поэтому мне было очень интересно, как это будет воплощено в Краснодарском Музыкальном театре, который я знаю и к которому с уважением отношусь. Я считаю, что театр показал себя очень хорошо и оправдал мои надежды. Я очень высокого оценила спектакль. Не хочу сказать, что там все идеально с моей точки зрения, и, тем не менее, есть несколько вещей, на которые я хочу обратить внимание и которые я считаю достойными аплодисментов. Я думаю, еще десятки театров будут ставить эту оперу, и все они будут ставить ее по-разному и по-своему. Если произведение интересное, то его должны ставить в разных театрах.

Прежде всего, это работа музыкальных руководителей проекта, работа дирижера-постановщика и дирижера. Лебедев (Андрей Лебедев — прим.ред.) и Олин (Виктор Олин — прим.ред.) очень классно поработали с оркестром, и он звучит здорово. А партитура там не самая простая, ее достаточно непросто играть.

Второе, что хочется отметить — это то, как работают актеры с весьма своеобразным материалом. В основном, это обладатели академических голосов, настоящего оперного вокала. При этом они смогли использовать свои умения, направив их в жанр мюзикла. А самое главное отличие пения в мюзикле от оперного пения — это даже не микрофон, потому что и оперу уже поют в микрофон, это просто технический инструмент. Самое главное отличие заключается в том, что в пении в мюзикле отдается приоритет драматическому началу. Певец, который исполняет роль в мюзикле, жертвует своим голосом, иногда какими-то красотами или вокальными вершинами, которые он может взять — этим всем он жертвует в сторону психологичности, достоверности или гротеска — в зависимости от жанра.

Мне показалась удивительной и достаточно редкой работа в этом направлении, и прежде всего это касается Владислава Емелина, который исполнял партию Чичикова. У него великолепный академический тенор, думаю, он прекрасно поет теноровые оперные партии, но при этом Емелин совершенно не заботится о том, насколько красиво звучит его голос. Он слепил образ одновременно и лиричный, и гротескный, и сатирический, и драматический. Это мне очень понравилось, и не отметить это нельзя.

Также из актеров хочется сказать о Владимире Кузнецове, исполнителе роли Ноздрева, который тоже именно этим удивил — великолепным голосом и при этом совершенно правильной работой с тем материалом, который ему был предложен — драматическим, актерским, комическим.

В целом спектакль произвел впечатление талантливого, хорошо сделанного, очень профессионального продукта, очень интересные декорации с резкой сменой планов, деталей, событий, это тоже сделано очень в жанре, в хорошем темпе.

Без ложки дегтя не обойдусь. Она, к сожалению, традиционная для русского мюзикла, и не только для регионального — этой же бедой страдает и Москва, и Петербург. Это, конечно, звук. У нас совершенно не умеют работать с микрофонным звуком. Не получается локализации звука, мы не понимаем, какой персонаж в данный момент поет, и возникает отвратительное ощущение плюсовой фонограммы. Это большая беда. Я знаю, как с этим бороться, и, наверное, многие знают, но пока у нас, в России, не очень получается. Когда мы это победим, можно будет говорить о том, что русский мюзикл состоялся.

Еще два отзыва:
Мнение критика: в «Золотой маске» главное — лишь личные пристрастия и связи

Другие мнения о лайт-опере «Гоголь.Чичиков.Души»:
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

комментарий был удален
комментарий был удален
комментарий был удален
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.