Мнение критика: в «Золотой маске» главное - лишь личные пристрастия и связи

Фото Татьяны Зубковой. КублогВо вторник, 24 марта, лайт-оперу «Гоголь.Чичиков. Души» в постановке Александра Мацко представили на московской сцене в качестве номинанта Национальной премии «Золотая Маска». Кублог еще раз обратился к спектаклю в попытке осмыслить, насколько закономерным стало его участие в фестивале.

Кублог публикует четыре отзыва о постановкеВарвары Вязовкиной, кандидата искусствоведения эксперта Музыкального театра «Золотой маски», Екатерины Кретовой, театрального обозревателя газеты «Московский комсомолец», в прошлом — члена экспертного совета премии «Золотая маска», театрального и музыкального критика Ирины Беловой, театрального критика Александра Геннадьева.

Фото Татьяны Зубковой. Кублог
Ирина Белова:

Это событие само по себе крупное, значимое, до гордости волнующее всех, кто имеет и не имеет отношение к искусству Театра. Краснодарский театр снова («И вновь цветёт акация» уже был на «Золотой маске») — в числе лидеров. В категории «Оперетта-мюзикл» спектакль трижды номинирован как «лучший спектакль», «лучшая мужская роль» и «лучшая сценография».

Поставленный в 80-й, юбилейный год, этот спектакль безусловно — самое яркое явление в общем театральном контексте края за несколько последних сезонов. И само произведение композитора Александра Пантыкина и драматурга Константина Рубинского уже признано в музыкально-театральном мире — в 2009 году оно заслуженно получило все возможные номинации на «Золотой маске» же.

Наша постановка – смелое решение Александра Мацко, режиссера и балетмейстера театра. Очень активный, ищущий, сметающий границы жанров, он давно, с явным прогрессом, мастеровито экспериментирует на сцене Музыкального театра в разных жанрах. Его творческая смелость сродни отваге! Иное дело, насколько логично то, что он являет публике, насколько ему подвластно чувство меры – а это одно из основополагающих составляющих подлинного успеха сценического полотна. На мой взгляд, в этой яркой постановке, изобилующей фантазией, есть некий аллюзорный перегруз, загроможденность деталями, отвлекающими от основного сюжета. При всем том меня несколько беспокоит некая схематичность в рисунке ролей, к примеру, самого Чичикова. Но это только мое мнение.

Фото Татьяны Зубковой. КублогЧто касается номинации «лучшая работа художника», то Максиму Обрезкову, мне кажется, все удалось: живое пространство сцены, цветовая гамма, подвижность и функциональность декораций. Характеристичные и одновременно празднично-декоративные «картинки» врезались в память, а это дорогого стоит. И задрипанный уездный город N при всей своей убогости имеет свое лицо, и костюмы — свою стилистику и обоснованность. И великое полотно Иванова – как отдельное действующее лицо спектакля!

Любимый тенор нашего города, бесспорно талантливый и яркий исполнитель Владислав Емелин в роли Чичикова будет сражаться за номинацию «лучшая мужская роль». Здесь остается только поболеть за него и пожелать успеха.

Мне кажется, что работа хора в этой постановке (хормейстер Игорь Шведов) заслуживает отдельного внимания. Два момента, чисто профессиональных, заботят: как могло случиться, что спектакль, выдвинутый на «Золотую маску», остался единственным без внимания жюри на краевом фестивале «Кубань театральная»? Вызывает вопросы то, что предыдущий раз спектакль ставился в репертуар четыре месяца назад. Есть такое понятие в Театре как «выграться» в роль, то есть сыграть столько спектаклей, чтобы образ «сросся с кожей» исполнителя…

Но главное, Краснодар – на столичной сцене!

Фото Татьяны Зубковой. Кублог
Александр Геннадьев:
Спектакль я видел в исполнении Свердловского театра музкомедии, где он и родился. У нас «Гоголь» уже даже не ремейк, — я даже не знаю, как это назвать. Версия не оригинальная, хотя у Александра Мацко все не оригинальное. У свердловчан работа замечательная. Самая главная проблема нашего спектакля – отсутствие режиссуры. За режиссера здесь все сделал художник, да и то с оглядкой на екатеринбуржцев. И то, что спектакль пошел на «Золотую маску» второй раз – с учетом того, что он уже все возможные призы получил (в 2011 году мюзикл Александра Пантыкина «Мертвые души» стал четырежды лауреатом фестиваля – прим. ред.) — это очень странно. Хотя это, на мой взгляд, личная заслуга Пантыкина, который числится в фаворитах «Золотой маски».

Какая из трех номинаций наиболее достойна победы? Возможно, художник («Лучшая работа художника» — прим.ред.). Максим Обрезков, главный художник театра им. Е. Вахтангова, может получить. Но ведь одна из самых престижных наград – режиссура, а ее даже близко нет в номинантах. Но мнение экспертного совета, как ни парадоксально, не всегда играет решающую роль при отборе. В «Золотой маске» сегодня главное — лишь личные пристрастия и связи.

С опереттой ситуация вообще сложная. Вот и в этом году, этот жанр будет судить артист театра Свердловской музыкальной комедии, которой играет в «Мертвых душах», то есть специалистов практически нет в стране. Старые ушли, а молодые «легким» жанром просто не хотят заниматься. Молодым, видимо, этот жанр не очень интересен.

Фото Татьяны Зубковой. Кублог
Еще два отзыва:
За «Золотой маской» в город N

Другие мнения о лайт-опере «Гоголь.Чичиков.Души»:
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

комментарий был удален
комментарий был удален
комментарий был удален
  • avatar
  • prozak
  • написано
Администрация спит по выходным ??? а кто будет жечь напалмом спамеров ???
  • avatar
  • ToT
  • написано
Спит, но до обеда )
Последний раз редактировалось
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.