К Анне Карамазофф

«Начало вечера в 21:00, вход свободный». — Вот, пожалуй, и все, что нужно, чтобы собрать в одном месте десяток-другой доморощенных поэтов. В минувшие трехдневные выходные марта в Краснодаре прошел второй по счету поэтический вечер с незамысловатым названием «Палка-Колесо».

Очередная встреча прошла в уже привычном формате, но с качественно новым — как и анонсировалось — составом участников. Как минимум половина из заявленного десятка на этой сцене впервые. Почему «Палка-Колесо»? Не нужно искать глубинные смыслы, их там нет. «Колесо – это движение, а палкой мы подгоняем друг друга. Ничего особенного мы в это название не вкладывали», — объясняет один из организаторов, а заодно и конферансье вечера Алексей Алифиров.

Читают кому что Бог на душу положит, так просили сами организаторы.

«Кто хочет, тот и приходит. Когда спрашивают, что прочесть, я отвечаю: да что угодно. С гитарой или без, прозу, поэзию, лишь бы эмоционально и с душой, — рассказывает Майя Колесниченко, на ней вся творческая часть. — Пока мы знакомимся с участниками, притираемся, смотрим друг на друга. Есть среди нас уже состоявшиеся поэты, например Алексей Леницын, Мирро Пуазон, Илья Богданов. Есть те, кто выступал впервые».



Это «да что угодно» сквозит едва ли не из каждого текста. Но здесь, как выражается Алексей Алифиров, «бродских не взращивают». А разнообразия хочется:

«Участников мы отбираем на свой вкус. Например, в этот раз было несколько ребят, которые сразу признались, что они не поэты. Но мы их взяли. У них были стебные шутливые стихи, которые отлично разряжали атмосферу. Мы же не пытаемся бродских взращивать. Мы просто позволяем выговориться тем, кому это необходимо. В то же время мы модерируем мероприятие, чтобы оно не превращалось в балаган. Тематику мы не определяем, наоборот, стараемся сделать так, чтобы все десять поэтов не читали про осень. Хотя в этот раз и ждали весенней тематики. Тем не менее, один стих был про обсуждение «Левиафана» в «Джо + Маруся», а другой – про рецензию Кублога на предыдущий поэтический вечер».



В действительности этот текст даже не про рецензию. А про Анну Карамазофф, которая эту рецензию написала. В личном разговоре автор, обратившийся к другом автору, отмахивается: мол, ты же понимаешь, что это несерьезное «творение». Так, одноразовая «шутка по заказу Лифы». Одноразовая или нет, но Мирро Пуазон в долгу не осталась. И написала вот это:

К Анне Карамазофф
Кто не способен складывать, тот вычитает.
Но не тебе, плюющийся стихами нытик,
Судить того, кто радости другой не чая,
Зовется гордо Нелитературный Критик.

Судить способен тот, кто сам творить не смеет,
Кто божий дар при свете дня не отличит от $%@.
И не играет роли, разбирается ль он в теме,
Найдутся те, кто с радостью его опубликуют.

Поэт слезами захлебнулся,
массы злобно рукоплещут —
Раскритикован в пух и прах литературный вечер.
Пока никто не видит, критикан дешевое винище хлещет
И над интимной жизнью одного там режиссера держит свечку.

Товарищи по рифме, нам ли быть в печали?
Зачем без устали метать перед свиньею бисер?
Когда она опять, $%@ от поэзии не отличая,
Накритикует новый нелитературный высер

Комментарии будут излишни. Им место под этим текстом. За $%@, если интересно, скрывается одно и то же слово.



На мой вопрос о впечатлениях от вечера Мирро, кажется, тоже в пику непьющей Карамазофф, отвечает:

«Я была порядочно упорота, поэтому мое мнение нельзя назвать объективным. К тому же, я опоздала на полвечера. Из приятного: относительно трезвый, а потому хорошо отчитавший Алексей Леницын. Плюс Александр Хамидуллин, попавший почти во все нужные ноты со своим легендарным «пой, детка, пой в мой микрофон». Был еще мальчик с по-есенински приятной пасторальной лирикой, но на мой вкус сей жанр несколько устарел за последние 80 лет».

Поэтические встречи, подобные этой в «Зерне», отличает «особая», как подчеркивают и организаторы, и участники, атмосфера. Простенько, без пафоса, без претензии на поэзию. Большинство почему-то видит в этом неоспоримый плюс. Мне в этом видится потакание бесталанным авторам-однодневкам, которые, как правило, не знают, чем себя занять. Либо зарабатывание на них же — авторах — денег. Впрочем, много ли они могут заплатить? Хотя о том, что в массе плевел наверняка найдется зерно, даже спорить нечего. Кто бы еще отделил.

«Поэтические вечера в таком формате и раньше проходили в Краснодаре – не сказать, что часто, но регулярно, — рассказывает Алексей Алифиров. — Помню, я и сам участвовал. Это было, наверное, еще лет шесть назад. Когда открылся бар, мы с Майей Колесниченко решили провести такое мероприятие сами. Мне кажется, что атмосфера бара вполне комфортная для такого формата – свободный микрофон и никакого пафоса. Первый вечер «Палка-Колесо» прошел очень удачно, многим понравилась идея, и мы решили примерно раз в полтора месяца проводить такие вот мероприятия».



Поэт Светлана Лаврентьева, известная под псевдонимом Кот Басё, утверждает, что «формат поэтических вечеров» в Краснодаре «отсутствует как таковой».

«Если понимать под поэтическим вечером концептуально выверенное действие, профессионально организованное, имеющее качественный продукт (авторов) и собственную целевую аудиторию (тех, кто знает и понимает поэзию и не является случайным гостем или жертвой мейнстрима), то таких мероприятий в Краснодаре нет и, к сожалению, не будет еще долгое время, — уточняет Светлана. — Все, что происходит у нас и именуется поэтическими мероприятиями — это не более, чем псевдосубкультура, призванная обосновать необычный антураж и случайные рифмы, внезапно возникшие в отдельно взятой молодежной тусовке. Поэты, которых в крае можно пересчитать по пальцам, в подобных мероприятиях не участвуют, у них есть другие площадки, выход на другие регионы, где поэтический вечер хотя бы косвенно имеет отношение к литературе».



То, что «организация хромает», признает и сама Майя Колесниченко:

«У меня не так много времени, да и поэты те еще товарищи, но мы собираемся стараться. И совершенствоваться. Ведь это клево: появилась площадка, появились слушатели. Нужно однозначно продолжать. Определенной тематики пока нет. Мы только притираемся — и к участникам, и к бару, и к публике. Каждый читает от души и даже — в какой-то степени — больше для себя. У нас все просто. Мы наслаждаемся процессом, всегда остается элемент спонтанности».

Идея проводить поэтические вечера в Краснодаре пришла в 2010-м году, рассказывает Майя. Тогда она, двадцатилетняя, только переехала в Краснодар и устроилась аниматором в бар «Гнездо перелетного зайца». Поэтический вечер должен был стать единственным в своем роде — в честь ее Дня рождения. Но, сделав его однажды, остановиться уже не смогли.

«Я писала стихи тогда для себя, но никогда и нигде еще не выступала с ними. Во „ВКонтакте“ через знакомых отыскала ребят, которые согласились выступить вместе со мной в этот вечер. Желающих собралось много. Среди них известные тогда в городе поэты Антон Тоцки, Эльдар Ганеев. Выступал также мой хороший приятель — Алексей Алифиров. Тот вечер прошел грандиозно, многие запомнили его как „поэтическую вакханалию“. Было действительно круто и весело. После этого я еще пару раз организовывала подобные вечера, но такого драйва больше не было. Не удавалось собрать участников, которые действительно пишут».



Денис Куренов — не поэт, конферансье вечера «Палка-Колесо», на мой прямой вопрос, не плодят ли такие встречи, на его взгляд, графоманов, отвечает, что графоманов плодят не поэтические вечера, а «успех поэтов вроде Веры Полозковой и Ес Сои, вышедших в широкий тираж из интернет-фронтира».

«У этих поэтов центральное место в творчестве занимает передача личных переживаний. И в большинстве случаев сегодня поэзия мыслится именно так — как инструмент передачи своего „внутреннего мира“ и „душевных переживаний“, — размышляет Денис. — Писать стихи — значит раскрыть душу. А непосредственно литературная работа, к сожалению, зачастую выносится за скобки. Начинающий поэт читает, например, Бродского, видит там удачную метафору и думает: „Я тоже так могу“. Во внимание не берётся, что Бродский (как и любой классик) явил не столько сумму метафор, сколько определенный тип поэтического поведения. И воспроизводить это поведение совершенно бессмысленно. Ты можешь написать талантливое стихотворение, но все непременно подметят, что это калька с Бродского (Маяковского, Есенина, Цветаевой и т.д.)».

Денис рассказывает, как один из участников вечера (Арсений Волколев) критиковал современную поэзию в виде условной Веры Полозковой и «резонно отметил, что большинство авторов как будто бы остановились в своем развитии на начале ХХ века. Что прошедшее столетие как будто бы не принимается во внимание (за вычетом Бродского)».



«И удивительно, что после такой инвективы он начал читать те же самые рифмованные традиционные стихотворения, правда, сдобренные матом и прочими жестами enfant terrible. Но то, что являлось позицией enfant terrible 150 лет назад, сегодня таковой уже не является. За провокациями Артюра Рембо и Шарля Бодлера стояли не столько стремление к эпатажу, сколько выход за границы уютного литературного тусовочного мирка, включение в него инородных элементов и ориентация на языковые эксперименты. А сейчас апелляция к enfant terrible стала всего лишь расхожим образом массовой культуры».

От поэзии и литературоведения Денис резко переходит к другой — куда более философской — теме, и я чувствую, что его несет. Он тоже это чувствует, тем не менее, продолжает и заканчивает с оговоркой: «если планируешь включать в текст мою цитату, то, пожалуйста, либо оставь всё, либо вообще не публикуй». Оставляю все:

«Я всегда выступаю за критику и, на мой взгляд, никакое общество не может существовать без критики. Но критиковать нужно не только, например, поэтов, но и тот тип судейского высказывания, который обычно закреплён за журналистами Кублога. Читать обвинения в „графомании“ от человека, который сам владеет литературной стилистикой только лишь в формате alla zoppa как минимум смешно. И я сейчас говорю не только об одном журналисте или отдельном тексте. Что касается самого вечера, то он оставил у меня только лишь приятные впечатления. Я шёл не столько слушать поэтов, сколько пообщаться с друзьями. И хоть стихотворения большинства выступающих не вызвали у меня интереса, не могу сказать, что это хоть как-то испортило мне вечер».



В конце конферансье добавляет, что «бросаться с огульной критикой на восемнадцатилетних поэтов, делающих свои первые творческие шаги, клеймить их „графоманами“ и включать всезнающий судейский тон» не только «глупо, но и бесперспективно».

Вопрос в другом: что из всего этого перспективно? Да, третий вечер будет. Анна Карамазофф, привет.

Подготовила Татьяна Руссо

Читайте также:
Кружок графоманов в гостях у Лифы

О чем писала Анна Карамазофф:
Места:
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • belecky
  • написано
А в каких уважаемых изданиях можно почитать состоявшихся поэтов?
  • avatar
  • f0xxhunta
  • написано
Вы имеет в виду почитать в периодических изданиях?
  • avatar
  • belecky
  • написано
Ну там в «Воздухе» или «Волге».
  • avatar
  • Anna_Karamazoff
  • написано
меня больше интересует, в каких журналах можно почитать «качественный продукт» профессионального поэта Светланы Лаврентьевой, кому-то известной как «Кот Басе». давно не встречала я такого нарциссизма. прочитала пару ее нетленок и уверена, что у «тех, кто знает и понимает поэзию» ее творчество вызывает лишь рвотный рефлекс
  • avatar
  • ToT
  • написано
Что касается самого вечера, то он оставил у меня только лишь приятные впечатления.
Вот, вот.
  • avatar
  • Anna_Karamazoff
  • написано
столько внимания ко мне, что право неловко. спасибо большое. но я искренне не понимаю, зачем кублог пошел на второй поэтический вечер в зерне. видимо, хоть как-то нужно разбавлять унылые пейзажи из детских колясок и новостей ключавто. или тут может что-то личное. поэтов же я готова ободрить: по крайней мере, пишут стихи они не хуже, чем журналисты кублога пишут свои статьи.
  • avatar
  • vk_17337310
  • написано
Извините.

Очередной поэтический вечер,
конферансье вновь маэстро Д. Куренов
Бар полутемный, бутылки и свечи.
Девочка с голосом томно-прокуренным
(рот обжигает помада горящая)
у микрофона вещает зловеще
что критика ваша — $%@ня настоящая,
а $%@ и поэзия — разные вещи,
при творческом акте в творческой спальне
критикам всяким поэты не рады…
Девочка-критик за столиком дальним
что-то неистово строчит в тетради.

Шампанское выпито, свечи задуты.
На сером асфальте ртутные лужи.
Тихо бредет в магазин за продуктами,
думая, что приготовить на ужин,
девочка с томно-прокуренным голосом.
Дома — любимый, а в спальне гортензия.

Девочка-критик, кляня Полозкову,
до трех часов ночи ваяет рецензию.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • ToT
  • написано
О! еще один кубанский поэт.
комментарий был удален
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.