Григорий Иванов: ФРИИ как пылесос

ПЬЕСА В ПЯТИ АКТАХ

Действующие лица

  • Борис Мальцев, боксер и фотограф, владелец сайтов «Кублог.ру», «Клерк.ру» и создатель сайта «Живая Кубань». Всегда беден.
  • Михаил Лапушинский, мастер спорта по рыбной ловле, основатель различных интернет-проектов, вроде Банкир.ру, НДФЛка.ру и пр. Всегда голоден.
  • Григорий Иванов, голубоглазый молодой человек с внешностью интерна, трекер ФРИИ
  • Официант, армянин из Еревана

Действие происходит в краснодарском ресторане «Лаваш-town» около Кооперативного рынка.


Акт первый. Ожидание



Борис: Миша, ты мастер спорта, и у тебя артрит. А я спину травмировал три дня назад — ходить не мог.
Михаил: Зашел к мануальщику с больной рукой, а он говорит: у тебя печень. Я говорю, какая печень – у меня рука. Нет, говорит, печень. Стали лечить печень — через месяц прошла рука.
Борис: Мы с тобой стартаперы. 13.02. Я хочу зафиксировать, Григорий опаздывает.


Акт второй. Явление и еда


13.03, входит Григорий Иванов, присаживается за стол. К мужчинам подходит официант.

Борис: (Григорию) выбирай, что будешь есть. Ты знаешь, что согласно условиям, платишь ты?
Григорий: О, нет, не знал. Огласите правила игры!
Борис: Ты инициировал встречу, заказал ресторан — ты платишь. ФРИИ получает пиар, а мы хорошо проводим время. Да, я рекомендую попробовать айран, салаты. Мне нравится ереванский салат, еще буду спас, это суп с кашей на мацони.
Григорий: Я сюда только за лавашом раньше заходил.
Борис: Реально самая вкусная, здоровая и дешевая еда в округе. Я уже месяц не ем мясо. Из-за них – у них очень вкусно и без мяса.
Михаил: А рыбу?
Борис: Ем. У меня нет жестких правил. На мясо просто не тянет — и все.
Михаил: Я буду салат от шеф-повара, куриное филе, моцареллу.
Григорий: Я буду табуле и долму в виноградных листьях… А я ем все подряд. Меня раньше инструктор по фитнесу «гонял» за неправильную еду, но это было еще в Ростове.
Борис: Ты жил в Ростове?
Григорий: Да, в Ростове была компания айтишная — Интегратор. А до этого я в Ставрополе в Майкрософте работал.

...


Акт третий. Майкрософт и свое дело.


Борис: А ты откуда сам? Как Майкрософт тебя нашел?
Григорий: Из Краснодара. Вообще, они ищут по-всякому, но меня порекомендовали. Нормальные условия там были: оклад 80 тысяч рублей, бонусы, командировочные, служебный автомобиль.
Борис: А где ты учился?
Григорий: В школе, в КубГУ на факультете прикладной математики, потом учился в ИМСИТе на маркетинге, тогдаже пошел практикантом в крупное рекламное агентство «Р-Класс». Там я получил хорошую практику и ушел маркетологом в «Кубтелеком». Потом через кадровое агентство меня захантили в компанию «Лексмарт», оттуда я ушел «Майкрософт». А после уже мы с приятелем открыли в Ростове-на-Дону свою компанию.
Михаил: Почему решили начать свое дело? Клиентская база была?
Григорий: Нет, клиентской базы не было, тем более в Ростове, но просто ты никогда по найму не получишь тех денег, которые можешь заработать как собственник.
Михаил: Зато и риски возрастают многократно.
Григорий: Это точно. Особенно, когда сто человек в найме, аренду платить, зарплату, налоги. Но это надо было пройти, чтоб понять, как нанимать людей, как их мотивировать.
Борис: Чем компания занималась?
Григорий: Мы поставляли железо, программное обеспечение писали, за год мы стали по Майкрософту крупнейшими по оборотам в корпоративном сегменте из региональных компаний и получили звание «Стартап года» от Майкрософт.Через четыре года фирму закрыли.
Михаил: То есть за четыре года ты вырос до ста человек и схлопнулся до нуля? В чем причина краха бизнеса?
Григорий: Их много. Может, молод был, неопытен… 25 лет мне было (сейчас мне 31 год). Ответ на вопрос — ХЗ (ред.: Хто знает). Мы пошли по транзакционной схеме — купил-продал — история не очень хорошая, там где низкая маржа.
Борис: Так что сейчас у тебя, кроме работы во ФРИИ?
Григорий: Аукцион с рабочим названием «Чайки». Смысл там какой: ты хочешь халяву, вроде как у Биглиона, заходишь, ищешь нужный лот, видишь, что почти бесплатно тебе могут дома убрать, почистить кондиционер, сделать стрижку — делаешь ставки. Я его довыращиваю, доупаковываю и хочу продать в следующем году, я считаю, что любой бизнес надо на пике продавать, браться за что-то новое.


Акт четвертый. ФРИИ, Кублог


Михаил: Вкусно как — салат от шеф-повара!
Борис: А у меня пересолили. А как ты попал во ФРИИ?
Григорий: Через Антона Ищенко, он узнал о создании фонда и убедил их запартнериться в Краснодаре. Должен был лететь на переговоры туда Антон, но полетел я. Я тогда от венчурной сферы был далек, ничего не понимал.
Борис: У фонда есть тут офис?
Григорий: Нет. Нас тут двое — я и Оксана. Оксана Хромова — представитель фонда в Краснодаре, проводит мероприятия, собирает в кучу айтишников, чтоб начали общаться. Ее задача – людей нагнать. Контент, тренинги дают коллеги из Москвы.
Борис: По ФРИИ какой-то план есть?
Григорий: У Оксаны есть метрики по количеству мероприятий, участников, заявок. У меня нет. Моя задача — довести ребят, которые пришли в акселератор, до следующего уровня. Хорошо поработал, если 30 % довел.
Борис: Что за следующий уровень?
Григорий: Я работаю с командами, которые в акселераторе, то есть еще не получили инвестиций, но имеют потенциал.
Михаил: Сколько ФРИИ за все время инвестировал?
Григорий: Четверть от 6 млрд.
Борис: А сам фонд зарабатывает?
Григорий: Он убыточен. Цель какая – поддерживать маленьких начинающих. Надо некий зародыш купить сначала, вырастить, но, за год вырастить «вотсап» или «дропбокс» – невозможно. И нет такой системы, как среди кучи навоза найти маленькую прекрасную команду — надо брать и весь рынок перелопачивать. Большинству инвесторов, готовых работать в России, лучше купить дороже, но с меньшими рисками — на ранней стадии никто не вкладывает, а мы, как пылесос, собираем все.
Борис: А чем гордитесь?
Григорий: Количеством сделок, мы — самый активный фонд по объему инвестирования в Европе.
Хоть мы самые активные, но «больших историй», выращенных в мировые, у нас нет пока. Но все же фонд выбрал интернет, а не биомед – потому что единственный сегмент, который продолжает быстро расти и который можно быстро масштабировать.
Борис: А тебе не кажется, что власти одной рукой как бы помогают, а другой принимают законы, которые убивают интернет?
Григорий: У нас очень странная законодательная машина. Непонятны законы о блокировании сайтов без суда. Законодательство молодое, поэтому возникают тупые законы, потом их убирают, меняют. Но фонд лоббирует улучшение законов, например, помните историю с вайфаем? Тогда фонд очень активно проводил консультации с Кабинетом министров.
Борис: В итоге все равно получается, что инвесторы боятся вкладываться в интернет-проекты, они не готовы нести деньги в этот сегмент рынка: у нас нет инвесторов — есть только фонд Путина (ФРИИ).
Михаил: Это так, нет рынка инвестиций. Очень сложно сделать проект, который бы с нуля сделал выручку в 300 млн, а это основное требование многих фондов. Возьми, например, Кублог.ру — он никогда не станет многомиллиардным делом, хотя Боря в него вложил миллионов 10. Он прибыльный, формирует налоговую базу. Почему бы вам не заняться мелким бизнесом?
Григорий: Инвестиции — они не все венчурные. ФРИИ – это венчурный фонд, смысл в том, что вкладывают в высокорискованные компании, но у которых есть какой-то потенциал. Если один из ста выстрелит – он все покроет. Если взять сто Кублогов, проинвестировать — все схлопнутся, а один останется, он все равно не покроет убытки. Это уже не венчур. Борису лучше искать инвестора или профильного, или стратега, или частного.


Борис: Миша, а Банкир.ру нужны инвестиции?
Михаил: Да.
Борис: Так что же делать Кублогу? Проект интересный, ему два года, оборот 600 тысяч рублей в месяц, но этих денег мало, чтобы я кайфовал.
Григорий: А чего ты от него хочешь?
Борис: Мне нужно еще 300-500 тысяч в месяц — расходы на журналистов, программистов. И избу, новую.
Григорий: Когда я сталкивался с электронными СМИ, они говорили, что мы будем зарабатывать в пять раз больше, но дайте на журналистов… потом начинаются «хочу-хочу». А если говорить экономическим языком, то они предлагают накачать производство (будет много контента), но сбыт показать не могут. Про Кублог сейчас сложно сказать, как понимаю, у тебя очень низкий доход. Не знаю, можешь ли ты что изменить, например, масштабированием или захватом новых ниш.
Борис: Кто такие стартаперы? В кого вкладываетесь?
Григорий: Для начала, кто называл себя стартаперами – тех и брали, потом по вузам стали искать. Сейчас пробуем работать с теми, кто уже вырастил какой-то бизнес, у кого есть команда, кто умеет считать деньги, как Кублог. Суть в чем: если ты захочешь делать новый проект и будешь делать его внутри Кублога, мы предлагаем сделать спин-офф – отделение от проекта по стараповской методике. Но тут возникает другая проблема для нас – основатели своих бизнесов говорят, а вы нам зачем? Будете тренерами, инструкторами, трекерами, но долю я вам не отдам. И тут мы тоже учимся, как найти правильный баланс — нам же интересно долю получить.
Борис: В общем, я понял, что Кублог надо закрывать.
Григорий: Продавать.
Михаил: (Борису) Им надо показать прибыль 1 к 10 или к 50, чтоб заинтересовать. Мы в прошлом году потратили на рекламу НДФЛка.ру 1 млн рублей, заработали 700 тыс. В этом году мы потратили 1,5 и заработали столько же. И будем так увеличивать на 30%. А мне фонды говорят, у тебя не бьётся экономика – надо вложить рубль, а заработать три. Некоторые говорят, что ты нам интересен, только при обороте в 50 млн.
Борис: В общем, у тебя та же проблема, что и у меня — тебе нужен кредит. Коммерческий банковский кредит тебя убьет.
Михаил: Мне нужен частный инвестор.
Борис: Если фонд раздает деньги по заданию партии (шучу), то частные инвесторы ищут, на кого можно опереться, ищут команды, вектор влияния. Но вот есть же риск, что те, кто на деньгах ФРИИ поднимется – пойдут развиваться за границу?
Григорий: Мы только за. Если надо переносить бизнес в офшоры, например. Бизнес есть бизнес. И мы это понимаем.


Акт пятый. Послевкусие.


Обед съеден, молодые и не очень люди начинают терять интерес друг к другу и собираться.

Борис: Хорошо. Наверно, пора расходиться. Кстати, как вам место? Всегда раздражала тут громкая музыка. Но, с другой стороны, официант, который здоровается за руку, айран, спас, лаваш, салат «Ереванский», быстро, вкусно, очень полезно, 400 рублей. Я готов терпеть громкую музыку.
Григорий: Еще на входе понравился запах еды. Очень вкусно, особенно, долма. Розеток не было — единственный минус. Мне показалось там романтично — хочу с женой сходить поужинать.
Михаил: У меня всегда Лаваш-Town ассоциировался с горячими лавашом — часто мы с детьми покупали парочку и один из них съедали по дороге домой… Еще обращал внимание на большие цены на живую стерлядь на входе. Но обед показал, что здесь достаточно интересные и вкусные блюда. И несмотря на стерлядь (дай ей много лет жизни), еще и цены вменяемые. Национальные блюда всегда интересны мне и с удовольствием схожу много раз еще раз сюда.


Правила рубрики «ТоТ еще разговор»: Два краснодарских IT-бизнесмена — один поумнее, другой красивый — каждый вторник обедают с интересным человеком из Краснодара. Тематика встреч: человек как лицо своего бизнес-проекта.

Место встречи: гость выбирает ресторан в радиусе 500 метров от Главпочтампа и полностью оплачивает обед.

График ближайших встреч:
19 мая ресторан «Якитория», Сергей Клочко, основатель проекта myekaterinodar.ru
26 мая ресторан theПечь, Егор Литвиненко создатель проекта monica-clean.com

Желающие заплатить за наш обед пишите по адресу: tot@klerk.ru

Встречающиеся в статье термины:

ФРИИ:

Михаил Лапушинский:

Борис Мальцев:
Места:
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • AndreySelikoff
  • написано
хорошая реклама… лаваш тауну)
  • avatar
  • ToT
  • написано
Лаваштаун -крутой. Я там обедаю каждый день. Стоимость обеда 390 рублей)
  • avatar
  • AndreySelikoff
  • написано
я теперь тоже хочу туда сходить, но не понял где он, адрес указывает на рынок,
возьми меня как-нибудь с собой )
  • avatar
  • ToT
  • написано
Окей, в понедельник в 14 часов, если дотерпишь ))
  • avatar
  • AndreySelikoff
  • написано
14 — самое время для второго обеда, так что норм ))
  • avatar
  • accross
  • написано
О, мы хотим на обед ^^
  • avatar
  • AndreySelikoff
  • написано
А вот и мои 5 копеек по поводу «Лаваш Town»:
Очень любопытно было попробовать национальные блюда,
но Долмы сегодня не было и это минус,
Хотя в счёт ее включили и это не плюс :)
Съел тисвжик (не смог запомнить, пришлось гуглить) и выпил тан.
Итого кажется руб 350.
Вкусно, на 4+, это плюс, но не наелся это минус.
Интерьерчик, прям как в армянском кафе, короче не в моем вкусе.
Может быть зайду еще раз попробовать долму и это спасет положение,
но из списка своих обеденных общепитов я его вычеркиваю.
  • avatar
  • ToT
  • написано
нет, нет, это ошибка. :))
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.