"Царские ворота" на Красной

Сегодня довольно сложно представить Краснодар без Александровской триумфальной арки. Но буквально лет десять назад вопрос о ней вызывал недоумение — «Арка? Какая арка?». Мало кто знал, что в Екатеринодаре была триумфальная арка, еще меньшее число людей представляло, где она стояла.

Все началось более ста лет назад. В 1888 году город собирался встречать императора Александра III, совершавшего инспекционную поездку по Кавказу. Для Екатеринодара приезд Императора с семьей — событие вселенского масштаба.

Екатеринодарское купеческое общество решило ознаменовать это событие сооружением на пересечении улиц Екатерининская и Котляревского «каменной триумфальной аркой с иконами в ней: Св.Александра Невского и Св.Великомученицы Екатерины с неугасаемыми пред ними лампадами». (1) Именно этой дорогой должен следовать с вокзала императорский кортеж.



Арку сооружали на средства купеческого общества. Екатеринодарские купцы не пожалели денег, как сообщал в своем докладе Купеческий Староста А.Г. Ерохин, «по подписке собрано 16.625 р., а на сооружение арки израсходовано 12.787 р.38к.». (2)

Для проектирования арки был приглашен известный в городе архитектор — В.А. Филиппов (1843-1907 гг.), много строивший в городе. К этому времени им были запроектированы и построены Войсковой тюремный замок (1876г.), Николаевская церковь (1881-1883гг.), первая женская гимназия (1888 г.).

От такого заказа не смог бы отказаться ни один архитектор, и к приезду императора Триумфальная арка стояла на пересечении улиц Екатерининская и Котляревского.



В годы царствования императора Александра III был ведущим так называемый русский стиль, стилизация возводимых на средства казны сооружений под московскую архитектуру середины 17 века. Автор арки, архитектор Филиппов, избрал этот стиль при разработке своего архитектурного решения. «Царские ворота» выполнены были в «русском стиле» с проемами в виде русских трехцентровых («ползучих») арок, увенчанные кокошниками, клинчатыми и шатровыми крышами. Центральная — самая крупная — служила проездом, а две боковые, поменьше, — проходом для пешеходов.

Триумфальные арки — это своеобразные маркеры эпохи, маркеры пребывания высочайших особ в том или ином месте. Самая первая Триумфальная арка на Кавказе была построена в станице Екатериноградской в конце 1785 года в стиле русского классицизма. Эта арка была символическим началом Военной грузинской дороги — пути из России в Закавказье; об этом гласит надпись на дуге арки: «Дорога в Грузию». Подобных сооружений 18 века в России сохранилось всего три: в Петербурге, Москве и Екатериноградской.



В период с конца 19-го по начало 20 века в Российской империи было возведено достаточно большое количество триумфальных арок. География их строительства — от Санкт-Петербурга до Владивостока. К сожалению, судьба многих зданий и сооружений часто зависит от государственного строя, от людей, руководящих государством.
Декрет Совнаркома РСФСР о снятии монархических эмблем и символов, о демонтаже памятников представителям монархического режима подписал смертный приговор многим зданиям, в том числе и триумфальным аркам. В каждом конкретном случае находился предлог, в случае с Екатеринодарской аркой — анекдотичный. Первый раз вопрос о демонтаже триумфальной арки был поднят в газете «Красное знамя», №7(1699) от 9 сентября 1926 года: в разделе «Жалобная книга читателя» член горсовета М.Н. предложил разобрать арку, т.к. «разбивают лбы кондукторы трамваев», а кирпичом замостить улицы. Более 20 лет ездили трамваи и ничего, а вот в 26-ом кондукторы начали лбы разбивать — наверное, у них головы распухли. Было бы смешно, если бы не было так грустно. В 1928 году, спустя 40 лет после открытия, арка была снесена.



Наступил 21 век. Изменилось государство, начинает размораживаться историческая память. В России наметилась тенденция к восстановлению памятников архитектуры, утраченных в советские годы. Часто памятники восстанавливаются в стилизованном виде, не на своем историческом месте. Это результат целого ряда причин — изменившаяся градостроительная ситуация, отсутствие подлинной документации, утрата старых технологий и мастерства и, чего греха таить, конъюнктура. Особой популярностью стало пользоваться воссоздание триумфальных арок. За последние годы были восстановлены и отреставрированы триумфальные арки в таких городах России, как Владивосток, Благовещенск, Улан-Уде, Канск, Новочеркасск, Ставрополь.

Данное веянье не обошло стороной и Краснодар. Городской думой в 2007 году была принята целевая программа «Воссоздание исторических памятников города Екатеринодара — Краснодара». В этом списке значилась и триумфальная арка.



2008 год. Спустя 80 лет после сноса Триумфальной арки Городской думой было принято решение о восстановлении в Краснодаре Александровской Триумфальной арки.

Восстановить арку на старом месте в настоящее время невозможно. Это бы парализовало движение транспорта в этом районе. Было принято решение расположить Триумфальную арку на самом красивом бульваре Краснодара — участке Красной от Бабушкина до Светлой.

Судьба распорядилась так, что работы по проекту воссоздания Триумфальной арки были доверены мне. Сжатые сроки, отсутствие документации – это минус, отличная команда исполнителей, осознание прикосновения к великому — плюс. Мысль о том, что не справимся, не возникала даже теоретически.

Трудности навалились сразу. Графические материалы по арке отсутствовали. Чертежи в тот период в основном выполнялись в единственном экземпляре. Попав непосредственно в руки рабочих на стройке, к окончанию работ они, как правило, не доживали. Все вопросы, учитывая сроки и важность заказа, чаще всего решались на месте архитектором.



Исторические фотографии и открытки с изображением арки и окружающей застройки из архивных, музейных фондов и частных коллекций дали детальную информацию об архитектуре арки. Фронтальные фотографии Триумфальной арки позволили выявить общие пропорциональные отношения сооружения в целом, его частей и архитектурно-декоративных деталей. К сожалению, фронтальные фотографии были выполнены под большим углом и не дали полное представление о боковом фасаде арки.

Проектирование велось методом восстановительной стилистической реставрации.

Историческая арка была полностью выполнена из кирпича, в нашей арке мы отошли от исторической правды и выполнили ее в соответствии с современными строительными нормами. Внутри арки — монолитный железобетонный каркас, который облицован кирпичом. Сложный фасад заставил вычертить каждый ряд кирпича. Зачастую вычерченное на бумаге выглядело грубо в материале. В ходе строительства, столкнувшись с этим фактом, пришлось несколько раз разбирать готовую стену. После этого мы изменили методику работы. Рабочие на земле собирали ту или иную деталь, и только после моего «да» собирали на стене. Кирпич готовить приходилось сразу на месте: точение, подгонка выполнялись непосредственно на площадке, на установленных тут же станках. На стройку я приходил каждый день, перед своей работой и в конце каждого рабочего дня.



Освящение фундамента Триумфальной арки состоялось 18 июня 2008 года.

Очень трудно было собрать мастеров-каменщиков. К сожалению, в последние годы было утрачено мастерство, многих пугала сложность, да и не все смогли справиться. За время строительства арки мы просмотрели около 100 каменщиков, прежде чем получили работоспособную бригаду. Зато когда арка была построена, на лицах рабочих можно было прочесть истинную гордость за свою работу.

Спустя 80 лет Триумфальная арка снова вернулась в город.

Закончить хочется фразой, сказанной рабочим-каменщиком: «Послушай, Николаич, а хорошую вещь мы построили. У нас в городе кроме Красного собора такого нет».

Член Союза дизайнеров России, доцент кафедры архитектуры КубГТУ
Сергей Снисаренко


Примечание:
  1. ГАКК. Ф Р1547 оп1д155 л.155
  2. ГАКК. Ф Р1547 оп1д155 л.155

Читайте также:
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • IlonaPolyanskaya
  • написано
Прям бочка меда))! Спасибо Сергею Николаевичу и за арку, и за этот рассказ!
  • avatar
  • AndreySelikoff
  • написано
очень интересно, но:
1. где стояла предыдущая арка? (указаны старые названия улиц Екатерининская и Котляревского)
2. как теперь называется станица Екатериноградская и сохранилась ли там арка?
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • NastyaVasilchenko
  • написано
Андрей, это Мира и Седина. А насчёт станицы, к сожалению, не могу сказать.
  • avatar
  • prozak
  • написано
  • avatar
  • AndreySelikoff
  • написано
ага, уже нашел, жива у них арочка
  • avatar
  • AndreySelikoff
  • написано
а еще ничего не сказано о масштабах,
оригинальная ведь была больше чем нынешняя копия?
  • avatar
  • wellson
  • написано
Надо было из вандерсандена делать ручной формовки
  • avatar
  • russian__ivan
  • написано
Сергей Николаевич один из моих любимых преподавателей!
Спасибо ему за это чудо в центре города!
Последний раз редактировалось
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.