Несклоняемый Мороз

14 ноября в «КИСИ» прошел закрытый показ выставки коллекции бизнесмена и основателя культурного центра «Типография» Николая Мороза. Днем позже — 15 ноября — экспозицию открыли для всех желающих. Кублог заглянул на первое открытие, одним глазком посмотрел на богатый фуршет, именитых гостей и красивых девушек, которые это событие сопровождали.

«Строители весны» — такое название, основываясь на ранней редакции романа Андрея Платонова «Чевенгур», дала приглашенный из Нижнего Новгорода куратор Алиса Савицкая. У выставки — полтора десятка авторов, в большинстве — краснодарских, но местами и приезжих. Вот имена тех, кто попал в коллекцию Николая Мороза: Нальби Бугашев, Александр Вилкин, Эльдар Ганеев, Иван Горшков, Иван Дубяга, Валерий Казас, Юлия Капустян, Владимир Колесников, Бен Папян, Василий и Степан Субботины, группа «ЕлиКука», группировка «ЗИП», группа «Сито», группа Recycle и другие. Все работы более или менее известны местному зрителю, так как были созданы и приобретены в коллекцию в 2012-2014 годах.

Алиса Савицкая, вместе с художницей Юлией Капустян, выступившей в роли помощника куратора, создали полноценный журнал-каталог на 12 полосах формата А3, в котором подробно, если не сказать, щепетильно, рассказывают о выставке и ее авторах.



Разумеется, подобное «бумажное», да еще и с искусствоведческим уклоном, сопровождение для выставки — достойное и крайне необычное решение. Отличные дорогие печать и верстка, которые так редко встречаются в периодике Краснодара — дело рук саратовских типографов. Тираж издания — 300 экземпляров, не так и мало, согласитесь. Внутри — описание всех трех частей выставки («Формы», «Отношения», «Позиции»), поделенные на 15 глав. Кроме куратора и его ассистента, тексты писали художественные критики Анна Толстова из Москвы и Хервиг Хёллер из Австрии. Этот условный каталог придется по вкусу как глубоко разбирающимся в предмете искусства людям (именно к ним обращены высокопарные, со ссылками на внешние источники, статьи Савицкой, Толстовой и Хёллера), так и тем, кто просто пришел на выставку и заинтересовался содержимым — таким посетителям больше понравятся тексты Капустян. Впрочем, они тоже не лишены профессионального взгляда.

Ну а самое занятное в каталоге — это, конечно, несклоняемая во всех случаях фамилия бизнесмена, мецента, коллекционера и боксера Николая Мороза фамилия. Невзирая на правила русского языка, в тексте встречаются «интерес предпринимателя Николая Мороз», «из коллекции Николая Мороз», и так далее.

«Выставка с приглашенным куратором, да еще из другого города — явление для Краснодара исключительное», — аж в двух материалах подряд пишут на сайте homeguide.ru.



Стоит отметить удивительное чувство собственной исключительности у приезжего куратора. А как же «Фотовиза» — событие для Краснодара экстраординарное?

Среди других именитых гостей выставки — замдиректора по творческим вопросам ГЦСИ Нижнего Новгорода Елена Белова и арт-критик «Коммерсанта» и куратор Валентин Дьяконов, который 15 ноября, кстати, провел лекцию для студентов «КИСИ». Ждали директора «Гаража» Антона Белова, но, увы, торжественное и очень закрытое открытие «Строителей весны» он не посетил.

При всех этих не очень лестных для всех трудившихся над созданием экспозиции, словах, стоит действительно признать, что положительных моментов было больше, чем отрицательных. Развеска, организация пространства, света — все это выдает работу куратора, которой краснодарские выставки обычно не блещут. В роли кураторов у нас все чаще выступают друзья художников или они сами.



Есть на выставке и несколько видеоинсталляций, транслируемых на планшетах, которые, вместе с наушниками, прикреплены к стенам. Это уже выдает финансовые возможности владельца коллекции. Кстати, говорят, что Ник Мороз в настоящее время занят строительством галереи на своем земельном участке, прямо рядом с домой. И правда, где же еще хранить актуальное кубанское искусство?

Гостей было много — и это несмотря на закрытость мероприятия. Речей говорили тоже немало, фуршет организовали прямо в помещении коворкинга «Типография». Владелец сокровищ, весь в черном (интересно, это такой специальный дресс-код для всех приближенных?), фланировал среди гостей, подписывал каталоги, принимал поздравления. Внешне молчаливый и скромный Ник Мороз не просто собирает современное искусство, он развивает его, инвестируя не только в карманы художников, но и в культурный центр «Типография».

Выставка пробудет на стенах «КИСИ» целых два месяца, вход свободный. Редакция Кублога настоятельно рекомендует ознакомиться с коллекцией Николая Мороз.

Дарья Томилова
Места:
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • asia_antonova
  • написано
а меня не пригласили. скулю и плачу.
  • avatar
  • prozak
  • написано
Глядя на некоторые произведения искусства, вспоминаю слова известного в нашем городе татуировщика про пантеру на колхозных телах. «Я такое набью накуренный в _омно левой ногой в темноте» говорит он.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.