Срежиссированные "ахи" шестой "Фотовизы"

Фото Сергея Захарова. Кублог

Осенью 2014 года Международный фестиваль фотографии PhotoVisa пройдет в шестой раз. В географии фестиваля Краснодар и Краснодарский край: Анапа, Новороссийск, Сочи. В активе — выставки, мультимедиа показы, лекции, портфолио-ревю для фотографов, объявление результатов конкурса, который идет на сайте фестиваля до начала сентября. Обширная программа ожидает Краснодар в октябре и ноябре — это уже стало обычным. И летом, как водится, у кураторской группы фестиваля (в нее входят краснодарцы и москвичи) уже жесткий режим почти круглосуточных бдений, созвонов и корреспонденции с фотографами на разных континентах, приезды московской части фестивальной команды в Краснодар, встречи с представителями выставочных площадок, со СМИ. Так, в режиме блиц-интервью состоялась встреча арт-директора фестиваля, кандидата искусствоведения, старшего научного сотрудника НИИ теории и искусства изобразительных искусств Российской академии художеств и куратора проекта «В поддержку фотографии в России» Фонда «Айрис» Ирины Чмыревой и руководителя «Фотовизы», заместителя генерального директора Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО Министерства культуры России по фотографическим и мультимедийным проектам и руководителя проекта «В поддержку фотографии в России» Фонда «Айрис» Евгения Березнера с Кублогом.



В этот приезд вы, наверное, смотрели площадки для «Фотовизы», которыми, помимо Краснодара, традиционно станут Мысхако и Анапа?

Ирина Чмырева: В этом году в городе появились новые площадки в городе, плюс — в Новороссийске и Сочи. Дело в том, что фестиваль с 2010 года плотно работает с РОСИЗО Министерства культуры Российской Федерации, а с прошлого года – и с Министерством культуры Краснодарского края. Последнее предложило провести выставки в новороссийском выставочном зале и в художественном музее Сочи. Естественно, мы не могли отказаться от такого предложения.

Сейчас ситуация такова, что все движется вперед: направление фестиваля понятно, выставки и программа понятны, площадки тоже. Но, будучи человеком крайне суеверным, (во время этих слов Ирина скрестила пальцы) я понимаю, что выставки требуют специальной подготовки для каждого объекта. В этой поездке мы обновили знания об уже известных площадках и познакомились с новыми. Например, сегодня утром мы посмотрели совершенно дивной красоты фотографическую студию в Краснодаре – «Лофт», которая находится на Фестивальном. Для нас эта площадка знакома по ее владельцу – Наталье Вертлиб (экс-галерея «Эспектро), но пространство новое.

Это внешне кажется, что программа фестиваля делается легко, а на самом деле ее приходится ювелирно подстраивать под каждое место, чтобы где-то выставка работала «на выдохе», а где-то – «на вдохе». Чтобы зрители приходили в каждое место за новыми впечатлениями, а не просто ходили по десяткам выставок одинаково оформленных фотографий. Все «ах» и «ух ты» зрителей мы, кураторы, должны заранее срежиссировать.

Какие еще новые площадки появятся у «Фотовизы»?

Ирина: В «OZ-молле» будет новое пространство — не то, с которым мы работали в прошлом году. Можно сказать, что Краевой выставочный зал изобразительных искусств – тоже новая для нас площадка, потому что мы там не работали в прошлом году. В этот же раз наши экспозиции займут большую часть зала. К выставочным площадкам добавились Краснодарская школа Искусства и Дизайна, которая находится на одном этаже с «Одним театром» и галерея «Арт-лес».



Сколько авторов будут участвовать в выставках?

Ирина: Предварительно получается 32 выставки во внеконкурсной программе. Часть из них – групповые выставки. Вот так, как раньше мы считали – 32 выставки/ 34 автора – так не получается. Например, в этом году мы привозим объемную выставку «Гран-при по-русски». Это советские и российские победители и лауреаты знаменитого конкурса фотожурналистики World Press Photo с 1956 по 2000 годы. Из огромной коллекции всех, кто был там награжден, мы делаем подборку в 80 работ и, соответственно, — 80 авторов. Эта выставка откроется в Новороссийске, затем поедет в Сочи, а в Краснодаре под эгидой фестиваля откроется, вероятно, в следующем году.

Не будет ли проблем с локацией в Сочи? Все же сложно за «неделю открытий» фестиваля успеть на все открытия.

Ирина: Дело в том, что у фестиваля довольно большие временные рамки. Мы начинаем с середины октября и всегда говорим о том, что краснодарские площадки функционирую до середины ноября. Но в том же Мысхако выставки висят до следующего сезона «Фотовизы». Сейчас там, например, находится проект Святослава Пономарева с прошлого фестиваля. А в этом году выставка в Сочи откроется в ноябре.



В этом году у фестиваля довольно необычная тема. Если раньше все было прозаично: «Дорога», «Лицо», «Климат. Перемены»…

Евгений Березнер: Дарья, ну что может быть загадочнее, чем человеческое лицо?! Скажи мне, кто твой друг и я скажу, какое у тебя лицо.

«То, что важно и дорого мне» — что это означает?

Евгений: Это плод коллективного…

Ирина: …бессознательного.

Евгений: Ну, а что это значит… Суть в том, что на самом деле фотография, как и любое искусство, прежде всего – акт индивидуального восприятия. Единственное отличие фотографии от других искусств заключается в том, что она – искусство наиболее демократическое; его развитие напрямую связано с прогрессом техники и технологий, благодаря им фотография сделала возможным визуальное самовыражение для тысяч, а теперь миллионов людей.

Фотография сегодня – это способ самовыражения для абсолютно любого человека. Начиная от людей, отнюдь не погруженных в высокую мировую культуру, и заканчивая людьми, для которых фотография – способ художественного выражения. С одной стороны, эта тема очень личная, а с другой — простор в ней действительно безграничен.

Все-таки это намного шире, чем было раньше.

Евгений: И, в общем-то, это логично, потому что фотография сама по себе необъятна. Для нас было важно обозначить универсальность фотографии как способа самовыражения, доступного совершенно любому человеку, принадлежащему к любому слою общества. Плюс, эта тема наиболее гармонично сочетается с названием фестиваля: «PhotoVisa» — возможность с помощью фотографии приобщиться к тому, что делается в мире.



«Фотовиза» — самое масштабное культурное явление, которое существует в Краснодаре. Вы делаете фестиваль шесть лет. Как город реагирует на «Фотовизу»: он развивается, пытается соответствовать вашему уровню? Насколько вы влияете на эти процессы?

Ирина: Поскольку в город мы приезжаем часто, становится видно, как быстро меняется его среда. Архитектурная среда – так просто невероятными скачками, город растет физически, как подросток, временами непропорционально, но это проблема сопряжена с самим процессом роста. С другой стороны, за годы строительства «Фотовизы» в Краснодаре появилось много культурных инициатив. Можно сказать, что напрямую они с нами не связаны, но если бы в городе не генерировалась новая энергия, той же «Фотовизой», то людям было бы неоткуда черпать надежду на то, что стоит делать новые вещи. Думаю, что наш фестиваль — хороший генератор правильной энергии.

Евгений: Мне кажется, что это ложная задача – видеть прямое взаимодействие между большим культурным событием и улучшением состояния города в какой-то из сфер. Важно другое: «Фотовиза» будет проходить уже в шестой раз. Публики меньше не становится. Становится ли больше – не знаю. Волонтеров, с помощью которых не один из наших фестивалей не состоялся бы, меньше не становится. Внимания прессы меньше не становится, скорее наоборот. А вот сравнивать статистику и строить графики – бесполезно.

Давайте тогда возьмем Эрмитаж или Пушкинский музей и посмотрим, сколько за год там прибавилось новых посетителей, которые до этого ни разу туда не ходили. Если их будет меньше определенной цифры, то мы решим, что эти музеи нужно закрывать, потому что они не выполняют свои социально-культурные задачи – это ведь неправильный ход размышления, так? И с фестивалем «Фотовиза» так же: раз он продолжает развиваться и существовать — значит, что для него в городе есть среда.



Ирина: Кроме того, Краснодар благодаря фестивалю закрепился на фото-карте России, он узнаваем в мире. Для нас это очень важно. В Москве стали замечать краснодарских фотографов. В 2011 году мы готовили международное портфолио-ревю в Москве, на котором было 60 экспертов со всего мира (из них 15 — российских) и 190 фотографов-участников со всей страны, и уже оно открыло несколько имен краснодарцев. Благодаря тому событию новые российские фотографы стали самостоятельно налаживать контакты в международном фотографическом мире.

В этом году краснодарец Тимур Кузнецов едет в Аргентину на открытие своей персональной выставки, на ней будет представлен его проект «Клерки», которой он показывал на портфолио-ревю нашего фестиваля в прошлом году директорам аргентинского фестиваля фотографии. Им до такой степени понравилось, что теперь этот проект у них. Для «Фотовизы» это событие. Кроме того, фестиваль, на который Тимур отправляется, проходит не только в Буэнос-Айресе, но и по всей Аргентине. В этом году они запускают новую программу – мультимедиа-выставку тех портфолио, которые организаторы посмотрели по миру и которые они считают важным показать своей публике. И вот в этой подборке из всего лишь 15 авторов, пятерых они нашли на «Фотовизе», а ведь эту программу увидят 40 с лишним городов Аргентины! Нам кажется, что это очень символично и знаменательно, особенно в преддверии 2015 года – года культуры России и Аргентины.



Кроме выставок, конкурса и портфолио-ревю, «Фотовиза» славится своей насыщенной программой лекций. Какие сюрпризы ждут гостей фестиваля в этом году?

Ирина: В качестве лектора, мы надеемся, приедет Владимир Вяткин – один из ведущих преподавателей журфака МГУ. Он неоднократный победитель World Press Photo, человек, обладающий гигантским опытом в фотожурналистике. Приезжает замечательный фотограф Юрий Бродский. У него будет персональная выставка в рамках фестиваля, в авторских отпечатках, и, поскольку он занимается аналоговыми процессами (то, что делали раньше с серебряными эмульсиями в темной комнате), он будет рассказывать о разнообразии техник аналоговой печати. Приезжают кураторы музейных коллекций, которые будут читать лекции о своих собраниях. Надеюсь, что это будет интересно не только фотографам, но и музейщикам, потому что в музеях города, например, в художественном музее им. Коваленко, коллекции фотографии очень серьезные, а возможность обмена опытом с зарубежными коллегами – замечательная возможность.

Мы каждый раз создаем условия для фотографических инициатив внутри Краснодара – даем шанс узнать что-то новое, так сказать, создаем почву и наблюдаем, и надеемся, что вырастет что-то новое и хорошее.

Много ли заявок уже подано на конкурс?

Ирина: Интересно, что в этом году очень много заявок в области мультимедиа. Мы были первым фестивалем в России, у которого появилась такая номинация в конкурсной программе. В первые годы у нас было 5-10, 15 заявок. Сейчас до окончания приема заявок еще больше месяца, а их уже больше 20. По опыту прошлых лет мы знаем, что все отправляют работы в последний момент, поэтому для второго месяца приема работ 20 — это уже большая цифра.

Евгений: Первое видео загрузили на конкурс ровно через 5 часов после его открытия. Вероятно, кто-то не успел в прошлом году, и решил занять очередь первым…

Точная программа фестиваля с выставками и местами их проведения появится в начале сентября.

Беседовала Дарья Томилова.

Читайте по теме:

Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • Yantra
  • написано
Отличная возможность реализации!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.