«Кинотавр». День 5

Новый день фестиваля начался с довольно грустной истории, связанной с конкурсной программой. Главный приз за лучшую короткометражную работу получил актер Кирилл Плетнев со своей лентой «Настя». Не буду спорить, фильм он снял действительно неплохой, но нельзя сказать, что картина смотрелась объективным фаворитом на фоне остальных конкурсантов. Все это выглядит, как очередная иллюстрация к истории о том, что кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку. Тусовка любит награждать «своих».

Впрочем, выбор жюри все-таки можно считать справедливым. Ведь награда могла достаться каким-нибудь выскочкам, только вчера закончившим ВГИК, как в прошлом году.

Так как короткометражные показы стали уже частью истории, теперь каждый день, вплоть до закрытия фестиваля, нам будут показывать по три полнометражные работы в основной конкурсной программе. Что ж, хорошего кино никогда не бывает много. Отправляемся на первый смотр.


Открывает сегодняшний день картина «Чайки» режиссера Эллы Манжеевой, позиционирующая себя как проникновенная драма с национальным калмыкским колоритом. Похоже, заявленное описание впечатлило участников фестиваля – зал был почти полон, что для дневного показа – редкость.

Подготовились и сами создатели картины – на входе в Зимний нас встретили национальные пляски с музыкой, а на сцене во время представления картины зрителям пели грустные песни на калмыцком языке.

Но вот в самой работе никакого колорита и в помине нет. Да, действие происходит в одном из немногих буддийских регионов восточной части страны, но сама рассказанная история носит абсолютно размытый национальный характер, и могла произойти хоть в Сочи, хоть в Перми.

Сюжет тоже никаким образом не пытается заинтересовать зрителя: мутная криминальная история про жену, которая не любит своего мужа и хранит от него в тайне свою беременность. Супруг погибает во время охоты, и вся семья винит в его смерти женщину. Якобы он не вернулся из-за того, что она его плохо ждала дома. Непонятна мотивация не только второстепенных, но и главных героев – сплошная чехарда, которую можно оправдать хорошей постановкой и красивыми пейзажами на экране. Единственный символ на весь фильм – чайка, образ души погибшего рыбака, бьется о зрительский глаз все полтора часа экранного времени.

Не знаю, почему лента пользовалась благосклонностью берлинских критиков, которым выпала удача посмотреть ее первыми. Может быть, калмыкские пейзажи тронули истосковавшихся по русским просторам бюргеров. Полнейший проходняк, который, очевидно, попал на «Кинотавр» только для того, чтобы как-то разбавить программу.

Вторая работа вечера – фильм «Гость» Дениса Родимина, на премьере которой появился гордый профиль Максима Виторгана – хоть какое-то новое лицо.


Жанр своей картины авторы заявили как мистическая драма, но я бы назвал это скорее богоискательной недокомедией. Два аспиранта МГУ отправляются в русскую глубинку на поиски места, где упал метеорит невероятных размеров. По прибытии с юными исследователями начинают происходить самые настоящие «Секретные материалы»: оказывается, что на Землю прилетел «загадочный путешественник», который начинает наводить шороху в округе. В одной деревне воскрешает покойника, в другой – всю проточную воду превращает в вино, а с местными рыбаками совершает прогулки по водной глади. Нетрудно догадаться, к чему ведут авторы. Мнения аспирантов расходятся – один верит в то, что на Земле свершилось Второе пришествие, другой придерживается точки зрения уфологов.

Из «Гостя» могла бы получиться отличная чеховская комедия, в которой необычный странник исполняет человеческие желания самым непредсказуемым образом. Но создатели, начав повествование с серьезными минами, так ни разу не удосуживаются улыбнуться за весь фильм. Поэтому на выходе получается довольно проходной мистический роад-муви, который с удовольствием купит для показов канал «ТВ3». И даже звучащая в фильме прекрасная песенка Егора Летова про оловянного Иисуса положение не спасла. Жаль, ведь могло бы получиться что-то действительно интересное.

Перед очередной премьерой труппа фотографов уже по традиции выстроилась в тонкую шеренгу на ступеньках. Все же не понимаю, какой смысл в пять раз делать фото Роднянского. Он что, меняется на глазах?

На последний сегодняшний показ привезли картину Александра Котта «Инсайт», которая оказалась приятным сюрпризом вечера. В отличие от предыдущих конкурсных работ, в которых основой повествования была отдельная идея или проблематика, эта работа оказалась более многомерной внутри. С одной стороны, главный мотив здесь – адаптация к жизни человека, который по глупости потерял зрение. С другой стороны, Котт смог вплести в историю не просто любовную линию, а идею о том, что даже самые пылкие чувства могут оказаться в прямом смысле иллюзией для человека лишенного зрения. Нашлось тут место и классическому посылу «человек человеку волк». Рецензия появится на Кублоге уже совсем скоро.


До конца конкурсной программы осталось всего два дня, и, похоже, что организаторы решили оставить самые лучшие картины на сладкое. Впереди нас ждет новая работа Милекян и «Пионеры-герои» Натальи Кудряшовой. Определенно, еще будет на что посмотреть. А главный слух фестиваля я решил проверить завтра на практике. Так что еще денек потомитесь.

Денис Юрьев

Читайте также:
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.