Литературная критика

О блоге

"Перевод с подстрочника": сюжет, который не забуду никогда



Неожиданно сильный роман ранее не известного мне писателя Евгения Чижова. Был уверен, что круг серьезных претендентов на «Большую книгу – 2014» монолитен: Прилепин с «Обителью», Сорокин с «Теллурией», Шаров с «Возвращением в Египет». Но оказалось, что «Перевод с подстрочника» — достаточно просторный, нерациональный мир, который трудно исчерпать и в беглом чтении, и в короткой рецензии. Есть в романе «поэт и поэзия», «интеллигенция и власть», «мужчина и женщина», но присутствует и нечто иное…
читать дальше →
  • avatar
  • st9ler
  • 0
  • 4010

Роман "Время золотое": Разогнать тьму Запада



Александр Проханов – единственный верующий писатель в новейшей русской словесности. Вера его образуется в православном храме, но не помещается в нем, захватывая военные заводы, кабинеты национально мыслящих политиков, публицистику и литературу, призванные разогнать тьму Запада ради священного успеха Империи.

Четыре империи уже состоялись: Киевская, Московская, Петровская и Советская. Впитав опыт былых созиданий, должна появиться Пятая империя — русский рай, в котором самые сладкие плоды…
читать дальше →

"Сперматозоиды" и бабская судьба



Неужели русская литература забыла столь важную для национальной словесности бабскую судьбу?

Нет, ей занимается даже современная «женская проза», которую нельзя назвать примитивной. Хочешь откровенной честности эроса и агрессии офисной демоницы? Читай роман Анны Козловой «Все, что вы хотели, но боялись поджечь». Стремишься к позитиву? Отправляйся к роману Майи Кучерской «Тётя Мотя»: здесь появится новая Анна Каренина, но вместо вокзала понесется в карете «скорой помощи» в роддом.

У
читать дальше →

«Крокодил»: нет прошлого и будущего



Сколько их – сгинувших от алкоголя и запретных веществ, сгоревших в огне искусственного рая! Минуты назад ты был в эйфории, и вот уже по отравленной крови на огромной скорости к сердцу подплывает ад, от которого нет спасения.

Крокодил в новом романе Марины Ахмедовой – не гигантская рептилия, а беспощадный наркотик дезоморфин, быстро покрывающий кожу буграми и отделяющий мясо от костей. Пользуются им не обеспеченные финансами декаденты, а выходцы из бедных семей.

Типажи соответствуют…
читать дальше →

«Обитель» Прилепина: необходимое

Коллаж Лорикс Позняк, Кублог

Литературный процесс оправдывается не десятками книг, которые скапливаются к концу года и призывают учесть солидное число художественной продукции, а тем романом, который способен выработать новое «вещество литературы», сделать его необходимым для читателя. Задолго до появления «Обители» стали возникать слухи, что Захар Прилепин пишет именно такой значимый текст. Несколько дней назад он появился в свободной продаже.

Место действия – Соловки: на территории величественного северного…
читать дальше →

«Весна варваров»: о России речь не идет


Мы мечемся между обменными пунктами, нервно осматривая скачущую информацию на мерцающих банковских табло. Подсчитываем убытки, прищуренными глазами стараясь разглядеть будущее. Печалимся, что не купили ноутбук в октябре.

Обо всем этом написано в большой новелле швейцарского писателя Йонаса Люшера «Весна варваров». Она была опубликована в 2013 году, став одним из обсуждаемых текстов последнего времени. О России, кстати, там речь не идет.

Что же происходит в книге немецкоязычного…
читать дальше →
  • avatar
  • st9ler
  • 0
  • 2726

Роман Эдуарда Лимонова "Дед": революционеру скучно



Любопытную книгу написал Эдуард Лимонов. Судя по фотографиям, политической активности и публицистическим выступлениям последних лет, он находится в прекрасной форме: худощавый, зажигательно говорящий, с резким взглядом из-под совсем не профессорских очков.

Но, читая «документальный роман» «Дед», видишь автора стремительно толстеющим, теряющим мускулы, долго и сладко спящим, пребывающим в большом, светлом чувстве к самому себе. Когда очень хорошо относишься к собственной персоне, феномен…
читать дальше →

Биография Леонида Андреева: личные дневники открыты всем

Коллаж Лорикс Позняк. Кублог

Впервые в популярной серии «Жизнь замечательных людей» вышла биография Леонида Андреева – одного из самых мрачных русских писателей, сумевших создать вселенную силовой тоски и агрессивного ужаса.

Если вы согласны с тем, что совершенно изображенная тьма способна дать свет ошеломленному читателю (это один из парадоксальных законов литературы!), обратитесь к книге Натальи Скороход. Также ее стоит осилить всем уставшим от современной прозы, от ее искусственных страхов и слишком личных
читать дальше →

О романе, завоевавшем в декабре "Русский Букер-2013"



Андрей Волос, родившийся в Душанбе (Сталинабаде) 58 лет назад и давно проживающий в Москве, написал роман о великих таджиках. Не о современных гастарбайтерах, помогающих россиянам своим дешевым трудом. О средневековых поэтах и воинах, эмирах и скотоводах, которые все – хорошие и плохие – похожи на аристократов своей причастностью к цветущей таджико-персидской цивилизации.

Сейчас за это Волоса ругают: мол, не нашел в России достойной проблемы, чужой текст создал. Думаю, зря: национальная
читать дальше →

О книге Дж. Троппера "На прощанье я скажу": "женский роман" для тех, кто родился ходить в штанах



Продолжаю следить за новейшей литературой США. Надеюсь, не только мне интересно, кто же эти американцы (наши наконец-то вернувшиеся враги!) внутри своего романного сознания, которое способно выдать самые потаенные инстинкты. Ибо писатель – гений и болтун одновременно. Там где политик замыкает рот в понятном акте самодисциплины, мастер художественного слова продолжает риторически раскрепощаться.

Кстати, таков и Сильвер – главный герой романа Джонатана Троппера «На прощанье я скажу». В…
читать дальше →
  • avatar
  • Russo
  • 0
  • 2946