«Кинотавр». День 6

В течение последних нескольких дней среди профильных журналистов начал распространяться неприятный слушок о том, что большая часть людей с аккредитационными бейджиками, которые рассекают по красной дорожке в компании звезд отечественного кино – вольные туристы, которые к нашей профессии не имеют ровным счетом никакого отношения. Мол, в этом году из-за тотальных урезаний бюджетов большинства изданий и каналов, добраться не за свой счет на фестиваль смогли только несколько десятков человек. Остальные либо приехали сюда из-за своей фанатичной любви к кино, либо остались в Москве, так как платить за посещение российских кинофестивалей никто не хочет.

Финансовое положение самого «Кинотавра» сейчас тоже оставляет желать лучшего, поэтому продажа аккредитационных «путевок» на фестиваль действительно могла показаться организаторам заманчивой идеей.

За все те дни, что я гощу в Сочи, кроме известных мне кинокритических лиц, на глаза попадаются украинские модели, восемнадцатилетние мальчики, снимающие за две копейки какой-то социальный городской интернет-сериал, дамы на высоких каблуках, которые после показов обсуждают, куда пойдут дальше тусоваться, но никак не увиденное кино.

Впору задуматься о правдивости слухов. Тем более, что, судя по материалам в сети, постоянно работают во время конкурсной программы только фотографы, в двадцатый раз снимающие Бондарчука и Лещенко, да пара непрофильных СМИ, вроде Сноба и Газеты.ру. Главная же новость, которая выдается в соцсетях по тегу «Кинотавр 2015» выглядит примерно так:

Конечно, не будем делать поспешных выводов. Может быть, все эти дамы на каблуках по приезду домой выдадут лучшие материалы за все время фестиваля, и мы с вами окажемся на их фоне работниками школьной газеты «Веснушка». Почитаем-с, как говорится.

От старушечьих слухов перейдем все же к сегодняшней программе. Дебютным показом дня стала лента Виктора Демента «Находка», позиционирующая себя как мужское кино про испытание человеческой воли природной стихией. На главную роль позвали чаще появляющегося в российских сериалах, а не в полном метре, актера Алексея Гуськова.

Суровый северный мужик, считающий, что жить нужно исключительно по букве закона, работает в рыбохране и каждый день ловит мелких браконьеров в устье реки. В один из рейдов героя оглушают местные рыбаки, угоняют его лодку и оставляют одного на материке. Пытаясь найти укрытие, он натыкается на небольшую избушку, в которой находит брошенного умирать грудного ребенка.

Наивный зритель может подумать, что все оставшееся время повествования наш суровый сибяряк будет продираться через замерзший лес, чтобы спасти невинную душу. Так поначалу и происходит, но режиссер решает не углубляться в банальности. Ребенок умирает, и мужик, терзаемый чувством вины за смерть младенца, начинает искать мать, которая смогла бросить свое дитя на погибель.

Несмотря на то, что «Находка» оказалась дебютным проектом Демента, к своей работе постановщик подошел со знанием дела. Показать трансформацию грубого социопата, желающего поквитаться с матерью-убийцей, в человека, который вместо буквы закона выбирает пусть и не христианское, но все же блаженное всепрощение, у него получилось мастерски. Заслуга здесь конечно и за Гуськовым, который всегда умел убедительно сыграть сурового героя, и здесь расцвел в качестве персонажа, нашедшего в себе силы изменить не только себя самого, но и окружающую его действительность. Такое кино можно посоветовать серьезным мужчинам и не менее серьезным женщинам, которым по душе бескрайние просторы Сибири и осознание, что жизнь не сводится к черному и белому. Фильм не производит впечатления фестивальной картины, но от своей небольшой попсовости абсолютно не становится хуже.


Признаюсь честно, сегодня я не хотел писать никаких рецензий, так как желание передохнуть от этих нескончаемых смотров и написания десятков тысяч знаков, зрело во мне все последние три дня. Но тут случились «Пионеры-герои», лента еще одного дебютанта этого вечера Натальи Кудряшовой. В её картине простой посыл о несостоятельности поколения, родившегося в восьмидесятые и застрявшего между двумя судьбоносными эпохами, расцветает невиданными красками.

Современные тридцатилетние в её работе – это не нытики, которые вечно пеняют на то, что слышат, как по ним звонит колокол. Они несостоявшиеся романтики, которые вместо героических подвигов совершают насилие над собой каждый день, заходя в метро. Очень интересная и, во всех смыслах, поучительная работа.


Последним фильмом в сегодняшней программе показов стал «Спасение» Ивана Вырыпаева. В зале снова был полный аншлаг, что подтвердило мою теорию, недавно высказанную в рецензии на «Страну Оз». Не скрою, я ждал, когда на фестивале покажут настоящий, в плохом смысле этого слова, фестивальный фильм. И вот, наконец, он появился: вымученная постановка, пространные диалоги и непрекращающееся самолюбование режиссера, который, похоже, давно поверил, что в свои годы для кино он уже сделал все, что мог. Здравствуйте, пыльные красные двд-диски под грифом «Другое кино».

Я очень люблю арт-хаус и считаю, что огромные сцены, в которых абсолютно ничего не происходит, или бесконечные часовые диалоги – это далеко не всегда признак плохого тона. Обожаемый мною Джим Джармуш именно на подобных приемах строил свои лучшие ленты. Но то, что я увидел у Вырыпаева, никак не вяжется с определением хорошего кино.

Двадцатипятилетняя польская монашка отправляется в путешествие в одну буддийскую страну по секретному заданию своей церкви, но из-за плохой погоды вынуждена задержаться в отеле на неопределенный срок. Естественно, во время прогулок по городку она встречает интересных личностей, с которыми ведет пространные диалоги о религии и природе женской сексуальности. Это заставляет пошатнуться её веру в аскезу, и она начинает желать простой мирской жизни со всеми сопутствующими искушениями.

Подобная сюжетная концепция пусть и не нова (она была обыграна в ранних фильмах Вуди Аллена), но от русского режиссера она могла бы смотреться неплохо. Но, к сожалению, Вырыпаев решил уделить основное внимание концептуальности и попыткам выглядеть умнее, чем он есть на самом деле.


Не смотря на подпорченный последней работой настрой, сегодняшний день могу назвать одним из лучших на «Кинотавре». Завтра нас ждут последние конкурсные показы и, пожалуй, те самые фильмы, ради которых мы все сюда и приехали. Будем смотреть.

Денис Юрьев

Читайте также:
«Кинотавр». День 0 — www.kublog.ru/blog/kino/7870.html
«Кинотавр». День 1 — www.kublog.ru/blog/kino/7876.html
«Кинотавр». День 2 — www.kublog.ru/blog/kino/7886.html
«Кинотавр». День 3 — www.kublog.ru/blog/kino/7894.html
«Кинотавр». День 4 — www.kublog.ru/blog/kino/7903.html
«Кинотавр». День 5 www.kublog.ru/blog/kino/7910.html
Микс из Довлатова, Бродского и Говорухина — www.kublog.ru/blog/kino/7877.html
«14+»: осмыслить юность —www.kublog.ru/blog/kino/7890.html</li>
Маргинальные сказки страны Оз — www.kublog.ru/blog/kino/7906.html

Обычные, ничем не примечательные деньки www.kublog.ru/blog/kino/7911.html
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.