Литературная критика

О блоге

Собрание сочинений Михаила Лифшица: герои узнаваемы, все они входят в наш ближний круг

Поколение, вошедшее в литературу, да и вообще в искусство, на волне «оттепели», принято называть шестидесятниками. А как называть тех, кто родился сразу после войны, на исходе «сороковых-роковых»? Никакого устоявшегося наименования для первого послевоенного поколения пока не придумано. Между тем поколение есть, и сейчас, набравшись мудрости, оно пытается подводить некоторые итоги, как собственной жизни, так и жизни своего поколения и своей страны. Михаил Лифшиц, пришедший в литературу из
читать дальше →
  • avatar
  • NastyaVasilchenko
  • 1
  • 3895

О книге Дж. Троппера "На прощанье я скажу": "женский роман" для тех, кто родился ходить в штанах



Продолжаю следить за новейшей литературой США. Надеюсь, не только мне интересно, кто же эти американцы (наши наконец-то вернувшиеся враги!) внутри своего романного сознания, которое способно выдать самые потаенные инстинкты. Ибо писатель – гений и болтун одновременно. Там где политик замыкает рот в понятном акте самодисциплины, мастер художественного слова продолжает риторически раскрепощаться.

Кстати, таков и Сильвер – главный герой романа Джонатана Троппера «На прощанье я скажу». В…
читать дальше →
  • avatar
  • Russo
  • 0
  • 2941

Алексей Татаринов о романе Донны Тартт «Щегол»: «Удобный повод для путешествия в детство»



Леонид Леонов создавал свою «Пирамиду» полвека, успев перед самой смертью согласиться на публикацию незаконченного романа. Американка Донна Тартт писала «Щегла» десять лет, и по нашим – высокоскоростным – временам такое служение собственному тексту можно считать подвигом. Подвиг требуется и от читателя – у меня получилось 3300 страниц в электронной версии, после трансформации романа в удобный для чтения размер.

Стоит ли читать? Думаю, да. И дело не в том, что в минувшем году «Щегол»…
читать дальше →
  • avatar
  • st9ler
  • 1
  • 8229

«Снежная королева»: снег здесь сильнее света



Хочу поздравить читателей Кублога с зимними праздниками рассказом о «Снежной королеве». Речь пойдет не о сказке Андерсена, поговорим о новом романе американца Майкла Каннингема. Одна из ключевых сцен – встреча Нового года в Нью-Йорке. Съемная квартира в удаленном районе. Интеллигенты, эстеты, богемные ребята. Социально успешных практически нет.

Все главные персонажи вместе. У окна стоит не слишком известный музыкант Тайлер, сегодня еще не нюхавший кокаин. К его дурманящей помощи прибег…
читать дальше →
  • avatar
  • st9ler
  • 1
  • 3125

«Весна варваров»: о России речь не идет


Мы мечемся между обменными пунктами, нервно осматривая скачущую информацию на мерцающих банковских табло. Подсчитываем убытки, прищуренными глазами стараясь разглядеть будущее. Печалимся, что не купили ноутбук в октябре.

Обо всем этом написано в большой новелле швейцарского писателя Йонаса Люшера «Весна варваров». Она была опубликована в 2013 году, став одним из обсуждаемых текстов последнего времени. О России, кстати, там речь не идет.

Что же происходит в книге немецкоязычного…
читать дальше →
  • avatar
  • st9ler
  • 0
  • 2722

Роман Эдуарда Лимонова "Дед": революционеру скучно



Любопытную книгу написал Эдуард Лимонов. Судя по фотографиям, политической активности и публицистическим выступлениям последних лет, он находится в прекрасной форме: худощавый, зажигательно говорящий, с резким взглядом из-под совсем не профессорских очков.

Но, читая «документальный роман» «Дед», видишь автора стремительно толстеющим, теряющим мускулы, долго и сладко спящим, пребывающим в большом, светлом чувстве к самому себе. Когда очень хорошо относишься к собственной персоне, феномен…
читать дальше →

«Ильгет»: необходим бунт против пустоты



Любишь Гарсиа Маркеса, его «Сто лет одиночества» и «магический реализм»? Тогда попробуй прочитать роман «Ильгет» Александра Григоренко — последнего из представляемых нами претендентов на завоевание «Большой книги – 2014».

Здесь много буйной фантазии, причудливых историй семей, родов и народов. Жизнь и смерть часто теряют устойчивые границы.

Только знай: не будет едва заметной авторской улыбки, столь важной для латиноамериканцев. И до конца романа останешься ты под мощным ударом…
читать дальше →
  • avatar
  • st9ler
  • 0
  • 3276

Европейская нирвана в романе «Пароход в Аргентину»



Роман Алексея Макушинского (вот здесь его можно найти) понравится читателю, который никуда не спешит, не ищет в художественном тексте взрывной интриги и довольствуется качественной авторской созерцательностью.

Есть и еще одно требование к потенциальному поклоннику Макушинского: пребывая в России, надо испытывать легкое презрение к этой стране, печально вздыхать о своей судьбе, прочно связанной с неполноценным советским/постсоветским миром, и сквозь тысячекилометровые пространства…
читать дальше →
  • avatar
  • st9ler
  • 0
  • 3153

"Перевод с подстрочника": сюжет, который не забуду никогда



Неожиданно сильный роман ранее не известного мне писателя Евгения Чижова. Был уверен, что круг серьезных претендентов на «Большую книгу – 2014» монолитен: Прилепин с «Обителью», Сорокин с «Теллурией», Шаров с «Возвращением в Египет». Но оказалось, что «Перевод с подстрочника» — достаточно просторный, нерациональный мир, который трудно исчерпать и в беглом чтении, и в короткой рецензии. Есть в романе «поэт и поэзия», «интеллигенция и власть», «мужчина и женщина», но присутствует и нечто иное…
читать дальше →

"Воля вольная": охватывает высокое чувство бессюжетности



Продолжаем знакомить с текстами, претендующими стать «Большой книгой-2014». Пришло время для Виктора Ремизова, родившегося в Саратове в 1958 году, окончившего филфак МГУ, живущего в Москве. Он часто печатается в журнале «Новый Мир», здесь же вышел его роман «Воля вольная».

Виктора Ремизова к числу известных писателей отнести сложно. Стоит ли читать его весьма объемную и неторопливую «Волю»? Если вы ищете в литературе эксперимент, неповторимое явление лихого авторского «Я», быстро станет…
читать дальше →
  • avatar
  • st9ler
  • 0
  • 4213