«Кинотавр». Закрытие

Закрытие «Кинотавра» всегда было, и остается для меня очень грустной ежегодной частью жизни. Дело даже не в том, что я сильно влюблен в фестиваль и скучаю именно по нему. Просто нигде в России, кроме этого места, нельзя на целых девять дней погрузиться в подобную атмосферу, этот опыт каждый раз остается уникальным. На все время фестиваля ты с головой окунаешься в мир, где люди вокруг тебя говорят только о кино, на горизонте нет практически ни одного кислого лица. А по дороге за холодным вином в буфет, ты можешь без зазрения совести подрезать Кобзона.

Конечно, каждый год под конец поездки все это начинает надоедать, и ты думаешь не о судьбах отечественной кинематографии, а о ледяном мохито на берегу Черного моря. Но спустя буквально пару дней после возвращения домой начинается такая ломка, что удовлетворить тебя может только новая доза живительной кинотавровской звездной кислоты следующим летом. По дороге на аккредитацию закрытия фестиваля я думал о том, что вся территория вокруг Зимнего театра за это время становится настоящим домом, который жуть как не хочется покидать. Развеяла грустный сплин новость о том, что нам опять досталось то же самое место в первом ряду. В такие моменты понимаешь всю важность приятельских отношений с организаторами фестиваля.

Резонно решив, что на скучном фотоколле во второй раз делать точно нечего, отправляемся сразу на красную дорожку. Как и на открытии, зевак, собравшихся здесь, чтобы поглазеть на звезд, хватило бы на целый легион.

Красная дорожка закрытия по традиции гуще наполнена знаменитостями, чем в начале. Все хотят потусоваться на финальной вечеринке, поэтому на входе в Зимний появилось много новых лиц. О них и поговорим.

Одной из первых на красную дорожку стремительно вырвалась актриса Агния Кузнецова со своим бойфрендом, которые за последние дни стали главной темой обсуждений для любителей посмотреть, чем актеры занимаются в бассейнах в свободное от съемок время. На экране вы могли увидеть актрису в недавнем ремейке Рената Давлетьярова советской классики «А зори здесь тихие». Если вы, конечно, ходите на подобные премьеры.
А вот и виновник всего этого ремейкового торжества, который во всех своих интервью говорит о том, что стремится общаться с молодым поколением на одном языке – любитель детства, Ренат Давлетьяров с подругой.

Один из тех парней, в чей кошелек уходит большая часть денег наивных зрителей российского кино, Алексей Рязанцев, возглавляющий компанию Каро-Премьер. А еще, именно его голосом говорит Арагорн из джексоновской трилогии.

Обаяшка Андрей Смоляков, прихвативший из Индии какое-то украшение, во время съемок в «Родине» Буслова.

Не менее солнечный и улыбчивый Алексей Учитель, который в этом году стал главой конкурсного жюри полнометражных работ.

Звезды вечера Собчак и Виторган, которые первый раз за все время присутствия на фестивале решили показаться на публике. В роли их личного камердинера выступает Федор Бондарчук.

Весельчак Мерзликин около пяти минут на потеху фотографам изображал лунную походку Майкла Джексона в замедленном действии.

Иосифа Кобзона сопровождают под руки жена с внучкой. С каждым годом выглядит он все более хрупким.

Очень пафосная парочка, чьих имен я не знаю. Судя по обилию вспышек, кто-то очень известный. Может быть наши читатели подскажут, кто же это?

Следом идет Мария Кожевникова. Не раз общался с ней лично, и могу сказать, что она – страннейшее сочетание очень милого, добродушного и общительного человека с абсолютно посредственной актрисой. Зато в любое время года выглядит отлично. Шах и мат, завистники!

Исполнительница главной роли в словаре русских девиантных выражений «Страна Оз» Яна Троянова. Смотрит на меня подозрительно. Может быть уже успела прочитать рецензию на Кублоге?

Упс!

А эту гражданку определенно знает если не ваша мама, то бабушка – как пить дать. Ведущая «Шоу экстрасенсов», Вера Сотникова.

И под конец, грустный Баширов, который прибежал к столу с бесплатным шампанским и, узнав, что оно уже закончилось, как-то приуныл.

Но хватит фото.

Перейдем к самой церемонии награждения. Сразу предупреждаю – дальнейший текст был прямой трансляцией происходящего на сцене, так что и эмоции мои были яркими и неподдельными.

Началось награждение с короткого метра, итоги которого вам всем уже известны.
Жюри со сцены пафосно говорит о том, как много времени в этот раз уделялось конкурсантам этой номинации. Это правда – участники в нынешнем году были неплохие, и было их довольно много. Награждают звездного режиссера ленты «Настя» Кирилла Плетнева.

Но давайте все же о чем-нибудь новеньком. Переходим к основному конкурсу.

Первое награждение – приз от прокатчиков. Коммерческий потенциал «Pro любовь» Анны Меликян был действительно очевиден, поэтому фильм ожидаемо кладет в копилку первую награду.

Но вот начинается то, ради чего мы все сюда сегодня пришли – объявление победителей основного конкурса.

На сцене актер и музыкант Алексей Лиске, предваряющий церемонию своей грустной гитарной одой.

Так понравившийся мне «14+» получил специальный приз фестиваля. Неужели в остальном прокатят, спросил я тут же себя. К сожалению, так и оказалось.

Дальше идет приз им. Г. Горина за лучший сценарий. И с первых слов подводки, начинаешь с сожалением понимать, что его дадут Сигареву. Со сцены громогласно вещают, что в нашем современном кино говорят замученными фразами, нет настоящего накала страстей, а тут все живо, и на зрителя «льется зубастая русская речь». Приз за матерную блевотворную похлебку дают «Стране Оз». Сценарий, Карл! Лучший сценарий! Воистину, чем больше мата – тем явственнее проступает русская душа. Другого объяснения найти просто не могу.

Приз за лучшую музыку вручает Максим Виторган, подмечающий, что он победил в конкурсе на самого немузыкального человека, который только и может, что раздавать подобные призы.

Получает награду лента «Синдром Петрушки». Классика победила всю остальную попсу, тем более, что почти ни у одной ленты не было оригинального саундтрека. Так что здесь все довольно предсказуемо. Какой-то французский композитор будет сегодня очень доволен.

Лучшая операторская работа. Приз достается ленте «Находка», и, отмечу, абсолютно заслуженно. Прекрасные виды русского севера навевали какую-то непередаваемую тоску, и создавали в ленте уникальную атмосферу борьбы человека с силой природы. Ребята просто отлично сработали.

Итак, приз за лучший дебют, кстати, один из самых интересных. Вручает его актер Мерзликин. В дебюте важна открытость и человеческий опыт, что он тут же и подмечает, поэтому победитель должен быть действительно достойным. Из 14 фильмов было 7 дебютантов, что тоже очень сильно порадовало организаторов фестиваля. Приз получает абсолютно пресная и скучная лента «Чайки», после сеанса которой большинство зрителей вышло из зала с абсолютно непонимающим выражением лица. Очень, очень странный выбор. В большой прокат это если и пойдет, то провалится со стопроцентной вероятностью.

Барабанная дробь! Лучшая женская роль. Вручает приз Андрей Смоляков, недавно невнятно мычащий на своем часовом интервью у Владимира Познера.

С самого начала у меня не было никаких сомнений в том, что получит его Чулпан Хаматова из «Синдрома Петрушки». Но награда досталась Полине Гришиной, исполнившей роль католической монашки в ленте «Спасение». Первая роль в кино, и уже такой поспешный триумф. Выкладывалась она на экране правда на загляденье, но почем же в итоге все получилось так скучно?

Лучшая мужская роль. На сцене появляется Олеся Судзиловская. Настоящий сюрприз. Награду за лучшую мужскую роль получили все актеры, сыгравшие главные роли в ленте «Тряпичный союз». Действительно, разрывать такую сплоченную команду было нельзя. Заслужено, ярко, а главное – трогательно. Тряпичная банда в восторге, я доволен. Не Миронову же приз вручать.

Лучшая режиссура. Пожалуй, главный приз фестиваля. Как только начала играть торжественная музыка, я стал держать скрещенными пальцами и про себя твердить «Только бы не Сигарев, только бы не Сигарев». Решение жюри, как говорят, здесь было единогласным. Приз получает Алексей Федорченко за свою картину «Ангелы революции». Как я и говорил в кратком обзоре на ленту, «Кинотавр» любит фестивальное кино, что конечно не удивительно. И поэтому настолько «самолюбовательские», флегматичные, и, в целом, снятые в стиле Феллини, в худшем смысле этого слова, ленты всегда ценятся. Что же, не первый и не последний приз режиссера. Свой стиль он теперь точно не будет менять –награждают же.

Лучший фильм фестиваля. Вручает, конечно, Алексей Учитель вместе с Бондарчуком иРоднянским. И здесь весь зал ахает. Приз получает лента Анны Меликян «Pro Любовь». Очень, очень странный выбор. Пожалуй, один из самых необъяснимых за последние годы. Несмотря на то, что кино получилось в целом неплохим, назвать это триумфом просто язык не поворачивается. Из всего конкурсного показа именно этот фильм мне показался самым простым и попсовым, абсолютно прокатно-массовым произведением. И тут награда. Похоже, у «Кинотавра» появился главный любимчик. Важно, чтобы теперь Меликян в экстазе не ушла в мэйнстрим, и не забыла про свою шедевральную «Звезду». Ведь она может лучше, а награждают за такой проходняк.

В общем, выбор жюри в этом году меня изрядно удивил. С одной стороны, много хороших лент не остались без внимания. Но абсолютное безразличие по отношению к тем же «Пионерам-героям» или поощрительный приз для «14+» вызвали у меня стопроцентное непонимание. То ли я стал любить не то кино, то ли все же дух финансового успеха обосновался и на таком мероприятии как «Кинотавр».

Много на закрытии было разговоров про настигший страну кризис. И кино на фоне всего остального искусства выглядит живительной пилюлей против грусти и скуки, которыми накрыло многих граждан нашей любящей безудержное веселье страны. Роднянский с Бондарчуком пообещали, что фестиваль будет не последним. И пилюль еще хватит на всех.

Фестиваль официально объявляется закрытым. Всем очень грустно прощаться.

На сцене Лагутенко со своей группой «Мумий Тролль». Поют слезливую песню про любовь и девчонок, подыгрывая на старой пластмассовой трубочке. Довольно трогательное завершение вечера.

Выйдя после окончания фестиваля к морю, щелкая пальцами по клавиатуре, созерцая водную гладь, я подумал о том, что очень может быть, что этот «Кинотавр» станет для меня последним. Может быть, фестиваль в следующем году, учитывая шаткое положение индустрии, банально закроется. Может быть, я, осознав наконец, что кинокритика в наше время – не особенно интересное большинству, а главное – не такое уж прибыльное дело, уйду в социальную журналистику, от которой так бежал всю свою сознательную жизнь. Или вообще открою бизнес по продаже семечек (говорят, доходное дело). А, может, случится все сразу.

Что бы ни приготовил нам следующий киногод, несмотря ни на что, хочется верить в лучшее, как в отношении судьбы нашего кино, так и своей собственной. Все же приятно думать, что все у нас с отечественной киноиндустрией все будет хорошо. Ведь мы же с ней, словно герои Киплинга – одной крови. Оба – оптимисты, которые изо всех сил стараются быть лучше.

Так что до скорой встречи в следующем году, товарищи. «Кинотавр» под инвентарным номером 27 ждет нас. Спасибо тем, кто читал эти отчеты предыдущие девять дней. Приятно знать, что в своей любви к кино ты не одинок.

С благодарностью, Денис Юрьев

Читайте также:
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.